Posted 29 марта 2022,, 14:01

Published 29 марта 2022,, 14:01

Modified 1 февраля, 17:49

Updated 1 февраля, 17:49

Кирилл Шулика. Стал виден свет в конце тоннеля — и начинается самое сложное

29 марта 2022, 14:01

Что важно понимать про итоги переговоров.

1. Результаты действительно очень хорошие. Я бы не называл их прорывными, если бы они не были первыми договоренностями, — но они первые и, значит, прорывные.

2. Стороны не очень продвинулись к компромиссу. Украина говорит о референдуме по внеблоковому статусу страны, то есть не о решении вопроса, а именно о процедуре. Это не устраивает полностью российскую сторону. Но и она положила в ответ на то, о чем военные говорили еще в пятницу. Типа первый этап спецоперации завершен, поэтому теперь основное внимание Донбассу, освобождению Донбасса и чему там еще. Короче, не про Киев речь.

3. Завтра переговоров не будет, стороны разъезжаются. Минобороны России отдельно даст пояснения по сокращению военной активности на Киевском и Черниговском направлениях.

4. Источники говорят, что большую роль сыграла Турция. Важные развилки, которые пока можно считать пройденными, — Крым и Донбасс. Там фактически все замораживается. И, видимо, навсегда. Кстати, это тоже некая гарантия от вступления Украины в НАТО и внеблокового статуса. Так сказать, задача минимум. Потому что попытки решить эти вопросы военным путем на референдум не выносятся, а принимаются сразу.

5. И еще важно понимать, что любые подобные события заканчиваются мирным договором, где действует принцип «проси больше — дадут меньше». Между прочим, тут подвинулась и Украина с территориальным вопросом, и Россия, декларируя сейчас, что демилитаризация проведена, а денацификации и статуса русского языка на столе нет. Публикация FT вчерашняя оказалась правдивой.

6. Главное сделать так, чтобы люди перестали погибать.

7. Вот сейчас виден свет в конце тоннеля. И начинается самое сложное. Со всех сторон будут желающие увести все в другую сторону. Этому, надеюсь, хватит ума противостоять. Тяжелая история с референдумом, конечно, будет. Но, повторю, важная гарантия — замороженные территориальные споры. Если референдум даже прокатит нейтральный статус, де-факто он будет установлен, но без всяких гарантий для Украины.

8. Встреча Путина и Зеленского мне не представляется самоцелью. Важнее само содержание договоренностей. Но, конечно, тут уровень для глав государств. Как они это все одобрят — вопрос форматов.

Кирилл Шулика, публицист