Posted 5 мая 2022,, 11:05

Published 5 мая 2022,, 11:05

Modified 1 февраля, 18:11

Updated 1 февраля, 18:11

Владислав Иноземцев. На карте мира появилась точка, которая может сыграть особую роль в глобальной экономике

5 мая 2022, 11:05

Говоря о последствиях «спецоперации» в Украине, многие эксперты рассуждают о потерях российской и, разумеется, украинской экономики, а также подсчитывают возможные убытки для Европы. Слышны мнения и о том, что арест активов Банка России и блокировка корсчетов российских банков приведут к подрыву доверия к американской валюте и ослаблению долларовой гегемонии. Складывается мнение о том, что… (военная операция — ред.) приносит убытки всем, но это не совсем так. Есть и выгодоприобретатели.

Главные из них сегодня — это Объединенные Арабские Эмираты. Аресты российской собственности и активов (а на сегодняшний день только в ЕС, Великобритании и Швейцарии под них попали счета и имущество более чем на $50 млрд) не напугали глобальный бизнес, но весьма обеспокоили как самих живущих за рубежом русских, так и владельцев не всегда честно заработанных крупных состояний.

В результате спрос на недвижимость в ОАЭ возрос до рекордных значений, число сделок в начале этого года выросло на 75% по сравнению с тем же периодом 2021-го, а их совокупная стоимость увеличилась в 2,45 раза. Новым трендом стала продажа недвижимости в Лондоне с одновременной покупкой в Дубае или Шардже. Дубай, Абу-Даби, а также Катар оказались, наряду со Стамбулом, важнейшими перевалочными пунктами, связывающими Россию с Европой.

Демонстративное нежелание стран Арабского полуострова и Турции присоединиться к антироссийским санкциям послало мощный сигнал не только россиянам (сегодня только в ОАЭ им принадлежит более 150 тыс. квартир и домов), но и гражданам других «неблагополучных» стран. На карте мира появилась точка, которая может сыграть особую роль в глобальной экономике.

До последнего времени главным фасилитатором глобальных финансовых сделок оставались офшоры — однако у них был один недостаток: владение в них какой-либо собственностью было бессмысленным, так как жить там никто не хотел. Страны Залива революционизировали понятие офшора. Хотя в последнее время ОАЭ, как и Турция, оказались в «сером списке» FATF, в этих странах созданы условия как для бизнеса, так и для жизни — и при этом никто не чувствует себя выходцем из «неправильной» юрисдикции.

По сути, к тем триллионам долларов, которые пришли за последние десятилетия в Залив от продажи нефти, и к тем десяткам миллиардов, которые поступали от операций с недвижимостью и прекрасно организованного авиационного транзита, сейчас добавятся новые миллиарды, генерируемые IT бизнесом, стремительно перемещающимся сюда из России и других постсоветских стран.

Пример Эмиратов, Турции и ряда других государств показывает масштаб спроса, который возник в современном мире на политический и экономический нейтралитет. Как и 70 лет назад, в период появления Движения неприсоединения, по мере обострения масштабных геополитических противостояний способность сохранять нормальные отношения со всеми сторонами конфликта становится важным экономическим ресурсом. И пока великие державы борются за территории или за зоны влияния, более искусные страны добиваются дополнительных успехов за счет лавирования между ними. И немалых: Катар и ОАЭ уверенно обходят США по подушевому ВВП, а в последнем рейтинге Doing Business Эмираты опережали все ведущие европейские страны.

Экономическое развитие не терпит конфронтации — но в Москве этого, мне кажется, не поймут уже никогда. Все, кто мог, уже уехали…

Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»