Posted 19 мая 2022,, 13:01

Published 19 мая 2022,, 13:01

Modified 1 февраля, 18:19

Updated 1 февраля, 18:19

Евгений Коган. Кто первый договорится, тот сможет выторговать лучшие условия

19 мая 2022, 13:01

США задумались о снятии нефтяных санкций с Венесуэлы. Что бы это значило?

Разумеется, говорится много приличествующих случаю слов о переговорах с оппозицией, проведении свободных выборов и т. д. Но все понимают, что американская администрация пытается любыми средствами увеличить предложение нефти на рынке.

После того как реанимация иранской сделки забуксовала, внимание США переключилось на другое направление. Надо полагать, что в случае Венесуэлы шансов на успех больше. В отличие от Ирана, здесь большинство вопросов упираются в деньги и личные интересы участников процесса. Нет религиозных сложностей и соседей, препятствующих сделке.

Предположим, санкции с Венесуэлы сняты. Как это скажется на рынке нефти?

До прихода к власти Уго Чавеса в 1999 г. страна добывала 3-3,5 млн баррелей в день, но затем добыча неуклонно снижалась. Поначалу чуть медленнее, в 2010-х быстрее. Фактически, еще до введения санкций против госкомпании PDVSA в 2019 г. добыча упала до 1 млн б/д из-за проблем со стареющим оборудованием, а в апреле 2022-го было добыто лишь 670 тыс.

Поэтому немедленного мощного эффекта для рынка не будет. Однако если глобальные компании начнут возвращаться в страну, то через год-другой все может измениться. Венесуэла — по-прежнему обладатель крупнейших в мире нефтяных резервов. При условии успешных переговоров с оппозицией Соединенные Штаты могут разрешить Chevron начать поставки оборудования в Венесуэлу. К тому, что считать успехом в переговорах, можно подойти творчески. При желании начать можно довольно скоро.

Еще один аспект — влияние на Иран. Ему как бы предлагается подумать о том, что он — не единственная опция в решении проблемы дефицита нефти. В каком-то смысле переговоры с Ираном и Венесуэлой сейчас напоминают дилемму заключенного. Кто первый договорится, тот сможет выторговать лучшие условия.

Тем не менее нельзя быть уверенным, что США удастся добиться серьезного прогресса. До сих пор, чем бы ни занималась нынешняя администрация, все приводило к росту цен на нефть. Почему в этот раз должно быть иначе?

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan