Posted 30 мая 2022,, 17:20

Published 30 мая 2022,, 17:20

Modified 1 февраля, 18:26

Updated 1 февраля, 18:26

Илья Гращенков. Если вам все равно, куда идти, то вы точно не заблудитесь

30 мая 2022, 17:20

У России, как у самурая, нет цели — только путь. И путь этот пока неведом никому. «Куда идем мы с Пятачком? Большой-большой секрет». Не будет так, как хотят ура-патриоты и покайся-либералы, а будет что-то между, как всегда криво и косо, но так, что появится шанс увернуться от проблем. Секрет состоит в том, что Винни-Пух и Пятачок идут в направлении, обратном тому, куда идут все остальные. Но, поскольку Земля круглая, неминуемая встреча с мейнстримом грозит настигнуть нас и в конце этого пути.

Так вот, сейчас этот путь так же загадочен для его авторов, как и для всех остальных. Масштабные преобразования, на которые хотят подвигнуть страну радикально настроенные по отношению к Западу силы, невозможно провести вот так, ни с того ни с сего. Для этого требуется, как минимум, культурная революция со своими хунвейбинами. Но для этого нет ни сил, ни внутреннего запроса.

Отсюда — косметические преобразования, вроде переименования «Макдоналдса» в один из его рекламных слоганов или переделки Болонской системы образования в «такую же, но с перламутровыми пуговицами». Цель — показать, а не сделать.

Поэтому траектория пути медведя неминуемо приведет его туда же, откуда он вышел 30 лет назад — к необходимости структурных преобразований в стране, которая долгие годы строила суверенитет на фундаменте из евроцемента.

Вообще странно, что Россия остается одной из немногих стран мира, которая по-прежнему куда-то идет. Да еще по пути выясняя, что идет перманентно куда-то не туда. Очередная попытка свернуть порождает ожидание, что этот поворот приведет, наконец, к цели. К сожалению, прежде чем куда-то дойти, нужно сначала решить, куда идешь. А это, как выясняется, и есть самый большой-большой секрет.

Наверное, наступает момент, когда об этом стоит рассказать — или честно признаться, что цели нет. В принципе, такой даоссисткий подход тоже имеет право на существование, тогда и образ будущего становится ясным — точнее, его отсутствие.

Илья Гращенков, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»