Posted 20 июня 2022,, 08:30

Published 20 июня 2022,, 08:30

Modified 1 февраля, 18:37

Updated 1 февраля, 18:37

Александр Ивахник. Шантаж мешает единству

20 июня 2022, 08:30

На днях Виктор Орбан вновь воздвиг барьер на пути принятия Евросоюзом совместных решений.

В начале июня его с большим трудом уговорили согласиться на введение нефтяного эмбарго против России, да и то при условии сохранения за Венгрией возможности получать российскую нефть по нефтепроводу. А в пятницу Венгрия на заседании министров финансов стран ЕС неожиданно отказалась поддержать введение минимального корпоративного налога в размере 15% на крупные транснациональные корпорации.

Эта мера должна стать частью глобальной реформы корпоративного налогообложения, которая была предварительно одобрена 137 странами в октябре 2021 года на переговорах в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, а затем подтверждена на саммите Группы 20 в Риме.

Реформа, нацеленная на то, чтобы помешать крупным ТНК уводить свои прибыли в офшорные налоговые убежища, состоит из двух частей.

Первая часть касается введения в глобальном масштабе минимального корпоративного налога в размере 15%, который должны уплачивать все компании с годовым доходом более 750 млн евро. По оценкам, эта мера должна принести в национальные бюджеты более 140 млрд евро дополнительного дохода в год.

Вторая часть реформы касается 100 крупнейших цифровых компаний вроде Apple, Amazon, Facebook и Google; она предусматривает уплату этими компаниями налога на прибыль не только в тех странах, где находятся их штаб-квартиры, но везде, где они ведут бизнес (онлайн-торговлю, интернет-рекламу).

Пока в ЕС в практическом плане Брюссель пытается оформить введение 15-процентного минимального налога в виде директивы, которая заставит все страны-члены принять соответствующее законодательство. Франция как страна, председательствующая в ЕС в первом полугодии, сделала это одной из своих главных целей. Но в налоговых вопросах в ЕС действует принцип единогласия.

Весной против принятия директивы выступала Польша. В Брюсселе уверены, что таким образом Варшава оказывала давление на ЕС с целью добиться согласия на выделение 36 млрд евро в виде субсидий и кредитов, которые причитаются Польше из европейского фонда восстановления экономики после пандемии, но блокировались вследствие нарушений верховенства права. В июне Еврокомиссия согласилась на выделение денег в случае осуществления Варшавой ряда мер по повышению независимости судебной системы. После этого правительство Польши сняло свои возражения по налоговой директиве.

И вот теперь к той же тактике шантажа прибегла Венгрия. Ее доля в общем фонде восстановления экономики также заморожена из-за претензий к масштабам коррупции и кумовства. В пятницу министр финансов Венгрии Михай Варга на заседании в Люксембурге объявил своим коллегам по ЕС, что Будапешт не поддержит директиву о введении минимального 15-процентного корпоративного налога, поскольку экономики и компании стран ЕС находятся под огромным давлением из-за военного конфликта в Украине и растущей инфляции.

«Работа не готова, — заявил Варга. Я думаю, мы должны продолжать усилия, чтобы найти решение». Объяснение Варги выглядело неубедительно. Министр финансов Франции Брюно Ле Мэр отметил, что до недавнего времени Венгрия поддерживала директиву и что все технические детали решения полностью проработаны. Тем самым он прозрачно указал на политический характер позиции Будапешта.

Наблюдатели в Брюсселе полагают, что, в отличие от Польши, Венгрии не удастся добиться уступок от Еврокомиссии по выделению средств из общего пандемийного фонда. Во-первых, сам Орбан не склонен к компромиссам с ЕС. Во-вторых, позиция Будапешта по украинскому кризису резко отличается от позиции Варшавы и других стран союза.

Скорее можно ожидать попыток пересмотра принципа единогласия при принятии решений в ЕС по налоговым вопросам. Призывы к этому после пятничного демарша Будапешта резко активизировались.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co