Posted 13 июля 2022,, 11:41

Published 13 июля 2022,, 11:41

Modified 1 февраля, 18:49

Updated 1 февраля, 18:49

Андрей Шалимов. В России теперь счастье из кубиков не соберешь

13 июля 2022, 11:41

«Лего» окончательно уходит из России.
Мое первое «Лего» — пожарную станцию — мне подарили родители на день рождения в 1995 году. Экономические катаклизмы начала девяностых уже отгремели, я рос в полной семье, отец мой не пил и у него была работа. Этих простых условий хватало, чтобы обеспечить ребенка необходимыми атрибутами: качественными игрушками, энциклопедиями и другой детской литературой, одеждой и едой. Моим одноклассникам повезло меньше, у них чего-то или всего из вышеперечисленного списка не хватало.

В 1998 году родился мой младший брат, наша семейная коллекция «Лего» стала расти, из заграничных туристических поездок мы привезли огромную полицейскую станцию, а на одну из первых зарплат я подарил брату юбилейный раритетный набор «Лего Сити» с кинотеатром, мэрией, фонтаном и молодоженами. Количество наборов расширилось (поезда, вокзал, самолет, автобус, пиццерия и т. д.), когда родились мои дети, Лего-город разросся до размеров, полностью занимающих пол в зале.

«Лего» — про качество, ценности и, главное, про развитие.

1. Уход «Лего» — про усиление социального расслоения в России. «Лего» всегда был дорогой игрушкой. Даже раньше позволить его себе могли семьи со средним и выше среднего уровнем доходов, бедные довольствовались китайскими аналогами — с грубым пластиком, острыми углами, отпадающими друг от друга уже собранными частями. Параллельный импорт будет привозить «Лего» в Россию окольными путями. Но «Лего» станет игрушкой только для богатых и очень богатых.

2. Уход «Лего» — про перенос начавшейся демодернизации на детей. Лего-наборы — основной инструментарий освоения робототехники. Все кружки робототехники для детей работают с такими наборами. Теперь их будут беречь как зеницу ока, на неаккуратных детишек прикрикивать, ценные детали припрятывать до лучших времен. Стоимость занятий в кружках повысится (см. пункт 1).

3. Уход «Лего» — про ценности.
«Лего» не производит милитаристские игрушки — танки, пушки и т. д. (китайские аналоги производят), даже полицейские в «Лего Сити» без пистолетов, только с наручниками.
«Лего» — про связь поколений: детали, изготовленные 30 лет назад, соединяются с выпущенными сейчас, поэтому бережно сохраненные наборы передаются по наследству.
«Лего» — про мышление, конструирование, в том числе про социальные роли и взаимодействие в игре, поэтому так важны минифиги (человечки).
«Лего» — про культуру, поэтому ограниченными сериями выпускаются наборы и герои сериалов, популярных мультивселенных массовой культуры и т. д.

4. «Лего» не заменить быстро. Набивший оскомину легендарный советский металлический конструктор буквально из XIX века, он про механистические, индустриальные ценности. Этот набор часто выпускали как субпродукт индустриальные предприятия и «военка» в СССР в качестве соцответственности. Делался этот набор грубо, масляные детали пачкали руки, заусенцы оставляли царапины. Я его никогда не любил. Кроме металлического, был похожий пластмассовый набор, но все изготовленное из него смотрелось дешево и неестественно. В школе у нас на трудах из-за его дешевизны и распространенности устраивали занятия, которые с натяжкой можно было назвать интересными и увлекательными.

Деревянные советские кубики — это мои любимые игрушки в раннем детстве, собственно, их потом и заменило «Лего». Но не все кубики были хорошо сделаны. Некоторые были плохо покрашены, быстро облуплялись, другие быстро рассыхались, построить из них даже простейшую башню становилось невозможно, она сразу заваливалась на 5-6 этаже.

Индустрии производства игрушек у нас в стране сейчас нет. Есть прецеденты, но системно пока никто не смог построить. А бизнес игрушек — это очень серьезное занятие, посмотрите на досуге милый фильм «Большой» с Томом Хэнксом.

Другие производители (Hasbro, Mattel и т. д.) игрушек тоже могут с российского рынка уйти, и их заменит очень быстро китайский ширпотреб и контрафакт: что-то визжащие, яркое, корявое и не очень обдуманное. И это про реальное снижение качества жизни следующего поколения россиян.

Андрей Шалимов, политолог, автор Telegram-канала «#Шалимовправ»