Posted 3 октября 2022,, 12:40

Published 3 октября 2022,, 12:40

Modified 1 февраля, 19:27

Updated 1 февраля, 19:27

Дмитрий Прокофьев. Экономическая задача

3 октября 2022, 12:40

Что произойдет в ситуации, когда ваша экономика завязана на сырьевые сверхдоходы, которые резко сократились и больше не восстановятся?

Для начала это обернется ощутимым снижением благосостояния и спроса в экономике, а также вызовет существенные изменения ее структуры — произойдет расширение торгуемых секторов (то есть производящих любую другую, кроме сырья, экспортную продукцию) и сжатие неторгуемых секторов (работающих только на внутренний рынок).

Почему?
Во-первых, падение экспортных доходов, ведя к падению доходов в целом, предполагает сокращение потребления и рост безработицы.
Во-вторых, произойдет перераспределение капитала в пользу торгуемых секторов, продающих продукцию по ценам мирового рынка; их производство вырастет и в абсолютном выражении, и по отношению к выпуску неторгуемых секторов.

В такой ситуации снижаются реальные зарплаты и реальные процентные ставки внутри страны, что, в свою очередь, ведет к снижению реального курса национальной валюты.

Снижение реальных процентных ставок стимулирует повышение спроса в обоих секторах (торгуемом и неторгуемом), а ослабление реального курса — переход ресурсов из неторгуемого сектора в торгуемый, способствуя структурной перестройке экономике. Проще говоря, все пойдут работать «на экспорт» вместо внутреннего рынка.

Однако по мере перетока капитала в торгуемый сектор реальная процентная ставка постепенно повышается. Одновременно росту ставок способствует и другой механизм: неожиданное падение сырьевых доходов подразумевает дефицит текущего счета, поскольку экспорт сокращается сильнее импорта, а по мере роста инвестиций в торгуемый сектор сальдо текущего счета еще больше ослабевает.

Такая динамика чистых иностранных активов ведет к росту риск-премии по суверенным облигациям, что еще больше повышает реальные ставки в экономике.

И если на первом этапе структурной перестройки экономики низкие реальные ставки ослабляют спад потребления, то их последующее повышение приводит к дальнейшему снижению потребления. То есть вы получите рост зарплат в одних секторах, рост безработицы — в других на фоне снижения потребления.

Внимание, вопрос: а что делать в этой ситуации, если вы — «финансовый регулятор»?

Варианты:
1. Фиксировать валютный курс.
2. Таргетировать инфляцию (это то, что делает сейчас ЦБ РФ).
3. Таргетировать инфляцию в «неторгуемых секторах» (или, если хотите, регулировать цены на внутреннем рынке).
4. Таргетировать номинальный рост зарплат.
Ваш выбор?

Правильный ответ — здесь.

Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»