Posted 17 октября 2022,, 08:20

Published 17 октября 2022,, 08:20

Modified 1 февраля, 19:30

Updated 1 февраля, 19:30

Дмитрий Прокофьев. Российское правительство азартно повышает ставки

17 октября 2022, 08:20

Формально, прогнозируемый дефицит федерального бюджета РФ составляет меньше 2% ВВП. Это некритично. Более того, «безопасным» считается дефицит бюджета до 3%. Это, конечно, условность, но от «условно опасного дефицита бюджета» российское правительство достаточно далеко.

Проблема здесь не столько в цифрах доходов/расходов, сколько в том, что в России «бюджет» — это инструмент управления и экономикой, и обществом. Российские власти усвоили уроки девяностых: власть должна быть богаче всех и иметь возможность обогатить или разорить кого угодно. Бюджет — это в первую очередь возможность оплачивать непоколебимую лояльность всех, кто критически нужен власти, и во вторую очередь — оплачивать решение задач, которые власть считает важными для себя. И способность власти собирать больше, чем тратить — важный механизм демонстрации работоспособности властного аппарата.

При этом вся бюджетная политика правительства строилась и строится на двух допущениях. Первое — что сохранятся нефтяные сверхдоходы, за счет которых будет профинансирована «экономика». Второе — что бюджетные инвестиции должны будут заместить или «подстраховать» частные.

По поводу первого — неизвестны ни реальная цена на нефть, ни параметры адаптации России к режиму грядущего нефтяного эмбарго. Чтобы бюджет «сходился», можно приблизительно сказать, что необходима цена на нефть не ниже $90 за баррель и чтобы скидка на нефть из РФ не превышала 25%.

А вот второе — это вопрос о том, помогут ли экстремальные бюджетные усилия и расходы долгосрочному развитию экономики?

Сомнительно. Любая попытка резко нарастить объемы производства или заставить производственные мощности работать с более высокой нагрузкой приводит к структурным дисбалансам: экстренно развивая какое-то направление, мы обязательно лишим ресурсов другое. Ключевой момент в том, что правительства, оказывая поддержку тем или иным отраслям (неважно, кстати, каким), берет на себя функцию оператора рисков.

Если риски оценены правильно, то все будет в порядке, но если будут допущены ошибки, то кому-то придется за это платить. Можно сказать, что правительство сейчас азартно повышает ставки — в расчете на итоговый выигрыш. Проблема в том, что уровень рисков сейчас не может оценить никто. И никто не знает, какие расходы придется экстренно наращивать.

Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»