Posted 17 октября 2022,, 19:02

Published 17 октября 2022,, 19:02

Modified 1 февраля, 19:30

Updated 1 февраля, 19:30

Егор Паламарчук. Почему тираны уничтожают самих себя

17 октября 2022, 19:02


Как диктатура может стать демократией? Вопрос актуальный и болезненный, но ответов на него много, и какой из них верный, понять сложно. Поговорим о самом неожиданном из них — установление демократии возможно благодаря ошибке.

Подчеркну, что данная система управления обществом известна человечеству более 2500 лет. За это время демократия постоянно менялась, но сохранила главный принцип: действия власти хотя бы отчасти основаны на коллективных решениях. Сейчас в мире насчитывается, в зависимости от методики оценки, несколько десятков демократичных стран. Многие из них остаются таковыми на протяжении полувека и более — демократия как процесс принятия решений более устойчива во времени и в большей степени защищена от случайных ошибок, нежели диктатура.

Но как совершается переход от более диктаторских типов управления к более демократичным?

Первый и очевидный ответ — демократизация извне. Германия после войны прошла именно этим путем. Однако, допустим, в Ираке или Афганистане влияние внешних факторов привело к негативным последствиям.

Второй вариант — сознательные усилия. Во время войны лидер страны делится властью с народом, понимая, что в случае проигрыша потеряет ее всю; претендент на «престол» делегирует часть своих полномочий населению, чтобы стать популярнее конкурента; и так далее.

Но и это все еще не полный ответ. Работа Democracy by Mistake (2020 год) утверждает, что до двух третей всех случаев демократизации — их автор работы Дэниел Трейсман насчитал 218 штук — в период с 1800 по 2015 годы объясняются не привнесением демократии извне и не сознательным отказом (по тем или иным рациональным соображениям) правителя от части власти, но банальными ошибками тиранов.

Автократы могут пытаться предотвратить революцию, но ошибиться и запустить процесс демократизации. Могут стараться продлить собственное правление — и лишь повлечь скорый крах своего режима. Могут пытаться перекроить государство под себя — и случайно переполнить чашу допустимых критических ошибок.

Ошибки и случайности — вот те факторы, которые традиционно недооцениваются. Это может привести к плохим последствиям, но бывает и наоборот. «Русская рулетка» для диктаторов, в которую вместо патронов вкладываются их собственные ошибки, дает надежду на слепую волю случая. Он, как оказывается, вмешивается в нашу жизнь куда чаще, чем мы привыкли думать.

Егор Паламарчук для Telegram-канала «Русский футурист»