Posted 21 октября 2022,, 09:26

Published 21 октября 2022,, 09:26

Modified 1 февраля, 19:31

Updated 1 февраля, 19:31

Александр Ивахник. О чем не могут договориться две ведущие державы ЕС

21 октября 2022, 09:26

Издание Politico обращает внимание на серьезные трещины в отношениях между двумя ключевыми странами ЕС — Францией и Германией. Отражением этого стала новость о том, что в среду Париж и Берлин объявили о переносе на январь ежегодного франко-германского министерского совета, в котором принимают участие лидеры и правительства двух стран и который должен был состояться 26 октября в Фонтенбло.

Этот совет собирался с 2003 года. В 2020-м мероприятие было отменено из-за пандемии, а в прошлом году проходило в формате видеоконференции. К встрече этого года было привлечено большое внимание, во-первых, потому что в ней впервые должны были участвовать новый канцлер Германии Олаф Шольц и его кабинет, а во-вторых, в силу необычайно острой геополитической ситуации в связи с военным конфликтом в Европе. В частности, обе стороны выражали интерес к расширению сотрудничества в оборонной сфере.

Официально представители обеих сторон объяснили перенос совета трудностями с графиком некоторых министров, но понятно, что это лишь предлог. Реальная причина состоит в серьезных различиях в позициях по таким ключевым вопросам политики, как энергетика и программы вооружений. Эти различия не позволили согласовать совместную декларацию о развитии двустороннего сотрудничества и европейской интеграции, которую планировалось подписать в Фонтенбло.

Противоречия между Парижем и Берлином зримо нарастали в последние месяцы. Представители властей обеих стран упрекали друг друга в дефиците общеевропейской солидарности и в нежелании координировать важные шаги с партнерами.

В самой болезненной сейчас для европейцев сфере энергетики налицо претензии с обеих сторон. Германия в связке с Испанией и Португалией настойчиво, но пока безуспешно призывает Францию возобновить достройку газопровода MidCat, который должен соединить Пиренейский полуостров с Центральной Европой, отчасти заместив российский газ газом из Северной Африки. Париж, ссылаясь на дороговизну и длительность проекта, отказывается. Для него на данный момент приоритетом является дальнейшее развитие мощной французской ядерной энергетики.

Со своей стороны Франция, наряду с Италией и рядом других стран ЕС, критикует Германию за одностороннее решение вложить огромную сумму в 200 млрд евро для введения потолка цен на газ, тем самым субсидируя свои компании и ставя их в привилегированное положение в конкуренции на едином европейском рынке. По сути, Германию упрекают в том, что именно она привела Европу к зависимости от российских газовых поставок, а теперь не желает вместе искать общеевропейский ответ на энергетический кризис.

Есть противоречия и в вопросах строительства европейского военного потенциала. Вскоре после начала российской специальной операции в Украине канцлер Шольц объявил о выделении дополнительных 100 млрд евро на укрепление обороноспособности Германии, но быстро стало ясно, что львиную долю этих средств планируется потратить на закупку американского оружия. Франция же продвигает развитие европейских оборонных проектов и хотела бы более масштабного финансового участия Германии в этом деле. В частности, там считают, что по вине Берлина задерживается реализация совместных проектов создания истребителя FCAS и танка MGCS.

Откладывание франко-германского министерского совета воспринимается в Европе как тревожный признак того, что две ведущие державы ЕС сейчас неспособны вместе выступать локомотивом принятия в рамках союза принципиальных общих решений. Позавчерашняя новость не сулит прорывов на саммите ЕС, который будет проходить 20–21 октября.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co