Posted 1 ноября 2022,, 17:15

Published 1 ноября 2022,, 17:15

Modified 1 февраля, 19:33

Updated 1 февраля, 19:33

Анатолий Несмиян. В целом «отряд не заметит потери бойца»

1 ноября 2022, 17:15

Цена нефти легко превысит $100 за баррель после ужесточения санкций ЕС против России, заявил генсек Международного энергетического форума. По его оценке, после запрета на морские поставки экспорт российской нефти может упасть на 1-3 млн баррелей в сутки.

Энергоносители — это такой товар, цены на который крайне трудно прогнозируются. И прямое соотношение объема предложения и объема спроса далеко не всегда оборачивается понятной и предсказуемой ценой. Нет смысла, наверное, говорить, что под ценой понимаются контракты, заключаемые на несколько месяцев вперед, — это вообще специфика биржевых торгов.

Поэтому важна даже не сама цена, а тенденция. В моменте, возможно, цена достигнет и $100, а возможно, и больше. Вопрос в том, будет ли это текущий всплеск, станет ли это новым средним уровнем — или стартовой площадкой для нового повышения или понижения цены. Как раз это предположить очень непросто.

В любом случае только в XXI веке несколько раз крупные производители нефти уходили с рынка — это был Ирак, это был Иран (он, в общем, и сейчас под санкциями), рухнула из-за деградации нефтяная отрасль Венесуэлы, кратно упали поставки на рынок ливийской нефти из-за известных событий. И каждый раз речь шла об объемах в миллион или несколько миллионов баррелей нефти. И как-то рынок не рухнул, не умер, да и цены, в общем-то, не сказать что стали неподъемными.

А причина вполне понятна: энергетический рынок довольно сбалансирован. Более того — он активно развивается. Одни энергоресурсы постепенно выбывают, другие появляются и наращивают свою долю в энергобалансе. Появляются новые технологии, увеличиваются коэффициенты использования, вводятся и совершенствуются энергосберегающие технологии. При этом всегда существуют запасы по мощностям на других энергоносителях, что позволяет балансировать рынок в случае проблем с одним или даже двумя энергоносителями. Кстати, именно эти запасы и резервы во многом помогли Европе заместить даже не 50 млрд выпавшего российского газа, а все 100.

Поэтому не думаю, что эмбарго на российскую нефть (а на газ оно фактическим образом уже введено) как-то сильно отразится на мировой ситуации. Отдельные компании или даже страны в силу разных факторов могут пострадать. Но в целом «отряд не заметит потери бойца».

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик