Posted 17 ноября 2022,, 12:44

Published 17 ноября 2022,, 12:44

Modified 1 февраля, 19:37

Updated 1 февраля, 19:37

Андрей Никулин. Ближайшие несколько месяцев будут интересными

17 ноября 2022, 12:44

Республиканцы получили контроль над нижней палатой Конгресса США, контроль над Сенатом останется у демократов.

Отрыв в Конгрессе у республиканцев будет символический — два-три места, что, с одной стороны, передаст им посты спикера и глав комитетов, с другой — будет ограничивать радикальные и раскалывающие нацию инициативы. Не самый худший вариант.

У республиканской победы есть имя — губернатор штата Флорида Рон Десантис. Именно ему, отыгравшему у себя четыре места конгрессменов-демократов, отдают все лавры.

Однако параллельно мы видим и поражение республиканской партии, потерявшей несколько постов губернаторов, секретарей штатов, не получившей в итоге контроль над Сенатом и преимущество в несколько десятков депутатов в Палате представителей, которое ей отходило почти по всем прогнозам. У этого поражения также есть имя — Дональд Трамп, ставка которого на радикализацию дискуссии и поддержку зачастую одиозных и радикальных, но лично преданных ему кандидатов провалилась.

Налицо серьезный перелом в восприятии ситуации как среди республиканского электората, так и в большей степени среди республиканских элит. Трамп перестал быть волшебной палочкой и стал, скорее, опасным и неудобным балластом, от которого непонятно, как избавляться.

Шансы на его победу на следующих выборах — что над Байденом, что над другим демократическим кандидатом — падают. Большинство республиканцев присматриваются к флоридскому губернатору, но не могут не учитывать, что сам Трамп не собирается отказываться от своих претензий и продолжает контролировать как минимум треть лично ему преданных республиканских избирателей. Выиграть он не сможет, зато у него легко получится обрушить поддержку любой другой неприятной ему кандидатуры — и это означает начало очередного кризиса и раскола среди республиканцев.

Судьба и перспективы партии для Трампа малоинтересны, он прямо и эгоистично следует только своим интересам. Два года назад угрозы расколоть республиканцев и создать со своими сторонниками новое движение сработали и принудили даже скептически к нему относящихся функционеров смириться с контролем Трампа над партией — с надеждой, что это даст «красным» голоса и победу в будущем. Теперь очевидно, что победы при продолжении трампистской политики через два года не видать.

Но как избежать саботажа со стороны бывшего президента, если не выдвинуть на праймериз его кандидатуру? В решении этой задачи и будет заключаться главный вопрос для республиканцев на ближайшие месяцы. Можно ли будет сторговаться с Трампом и уговорить его отступить, предоставив свою поддержку или хотя бы непротивление кандидатуре Десантиса, которого он уже сильно недолюбливает? И можно ли будет в случае ухода трампистов в жесткий раскол спасти партию и ее шансы на политическое будущее?

У демократов — свои победы и свои проблемы. Увернувшись от тотального поражения в крайне неприятной ситуации инфляции и экономического кризиса, они даже могут говорить о многих успехах. Но это не снимает вопроса о том, что, кроме стареющего Байдена, выставить против конкурентов им пока некого. И никак не решает проблемы высокого байденовского антирейтинга и еще более высокого возраста, что будет выглядеть особенно нарочито на контрасте с молодым и активным флоридским губернатором.

Впрочем, как минимум полгода на анализ ситуации и прогнозы есть. Тем более что демократическая стратегия на прошедших выборах практически полностью оправдала себя, сумев перевернуть ситуацию от тотального поражения к оптимистичной ничьей. Ближайшие несколько месяцев будут интересными.

Андрей Никулин, преподаватель философии