Posted 21 ноября 2022,, 13:16

Published 21 ноября 2022,, 13:16

Modified 1 февраля, 19:38

Updated 1 февраля, 19:38

Илья Гращенков. Четыре сценария для России

21 ноября 2022, 13:16

Конкуренция образов будущего продолжает оставаться в повестке накануне старта транзита власти. Первыми тему растабуировали авторы доклада от АП, после чего дискуссия начала проникать из научных журналов в наиболее активные Telegram-каналы.

Мы с коллегами накануне презентовали свой доклад, в котором попытались описать четыре сценария. От прогрессивных (НЭП 2.0 и имперской экспансии) до контрмодернистских, с уклоном в автаркию и построение нео-СССР.

«Постчеловеческое будущее», обрисованное в работе Фукуямы, может служить примером негативных сценариев. Но придумывается ли конкретный сценарный план определенным автором — или автор фиксирует одно из изображений образа будущего, функционирующего в коллективном сознании его времени? Сегодня мы фиксируем краткосрочный период — образ будущего на 5-10 лет. Россия, преображающаяся в рамках новой мировой парадигмы — так называемой промышленной революции 4.0 — и под воздействием западных санкций.

  • Первый и наиболее напрашивающийся сценарий развития страны в ближайшие годы связан с попыткой воспроизводства советского опыта существования отдельной цивилизации, максимально отгороженной «железным занавесом» от остального мира. Огромный, регулируемый государством внутренний рынок — но если при Советском Союзе и населении в 300 миллионов человек это было возможно, то при вдвое меньшей численности населения уже вряд ли. В формировании сценария закрытой, самодостаточной экосистемы, конечно, важнейшую роль будет играть государственная идеология. Идеология как опубличенная стратегия развития, артикулированный цивилизационный код, миссия существования государства в той или иной степени присутствует везде.
  • Как продолжение темы об авторитарности и величии — второй сценарий новой империи в Евразии. В этом сценарии Россия, показав всему миру, как можно идти наперекор западной повестке, имеет все шансы стать лидером этого альтернативного, свободного от общепринятых на Западе моделей развития сообщества суверенных государств. В данных условиях Россия становится естественной альтернативой западному «новому порядку» (на самом деле — управляемому хаосу), ориентиром для всех непокоренных народов.
  • Третьим — прогрессивным — сценарием является так называемый НЭП 2.0, или страна справедливого капитализма. Среда новых людей России — это среда интенсивных форм жизни, наполненных человеческим эмоциональным содержанием. Среда, откуда выходят новые проекты, новые формулировки национальных целей. Из этого следует не изоляционизм, а требовательный прогрессизм. Люди России — не статисты для политических лидеров. Это группы поддержки новых интересов, новых инициатив и предприятий. Внутри них идет обмен опытом, что можно назвать гражданским самообучением. Сегодня прогрессивные силы страны могут сформировать повестку, близкую по духу к идеям республиканизма, «переупаковав» эту идеологию согласно российскому менталитету.
  • Четвертый сценарий — поворот «влево». Социал-республиканский «Русский проект». Это идея создания «Общества синих воротничков» (ОСВ), рожденных в эпоху СВО и пропагандирующих культ труда и честного успеха, столь необходимых простому человеку. От инертного, индифферентного «лоялизма» российское общество может перейти к осознанной приверженности классическим республиканским ценностям. Такое развитие предполагает революционные по своим масштабам и консервативные по духу реформы, включая «национализацию элит», зачистку системы управления и беспощадную борьбу против коррупции.

Илья Гращенков, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»