Posted 29 ноября 2022,, 18:00

Published 29 ноября 2022,, 18:00

Modified 1 февраля, 19:39

Updated 1 февраля, 19:39

Илья Гращенков. О чем говорит шумиха вокруг Кудрина

29 ноября 2022, 18:00

Кудрин в качестве либерального спарринг-партнера для Путина практически невозможен.
Во-первых, в том сценарии, который подразумевает переизбрание Путина в 2024 году, никаких либеральных кандидатов в принципе не предполагается.
Во-вторых, для либеральной аудитории Кудрин — это друг Путина и чиновник из его системы. «Сислибы» — это чисто элитно-бюрократическая формация, не имеющая реального политического представительства. Поэтому фантазировать о связке Кудрина с «Новыми людьми» могут лишь те, кто совсем не разбирается в нюансах и чешет под либералов всех, кто, с их точки зрения, недостаточно ультрапатриот.

Вообще, вся шумиха поднялась исключительно вокруг самого Кудрина — как последнего тяжеловеса, не принявшего «поздний путинизм» с его обязательной поддержкой СВО и борьбой против Запада. Это говорит о том, насколько мало публичных политиков осталось в системе в целом. Ранее столько же шума было вокруг Собчак, а еще немного ранее — вокруг Пугачевой. При том что главная сила Кудрина всегда была лишь в том, что он имел доступ лично к Путину и мог доносить до него какую-то «неудобную правду». Собственно, другие политические ресурсы сошли на нет вместе с КГИ и попыткой игры на праволиберальном фланге до перехода в СП РФ.

Выборы 2024 года интересны не тем, кто будет спарринг-партнером Путина, а тем, возможен ли какой-то в принципе иной сценарий. По крайней мере, сам Путин по-прежнему не объявляет о своем намерении выдвигаться на очередной срок. Понятно, что так было и раньше. Но все же ситуация сейчас кардинально иная, чем в 2018-м, и борьба между сценарием Степашина «должен идти, даже если не хочет, так как ему доводить начатое до конца», и сценарием игры в преемника остается интригой. В этом смысле Кудрин всегда присутствовал в колоде возможных «принцев», хотя и не в числе вероятных кандидатов, скорее уж «на экстренный случай».

Собственно, политическая карьера Кудрина могла бы продолжиться в том случае, если возникнет необходимость в политической Перестройке 2.0, когда система будет обновлять сама себя. В этом смысле стране, конечно, понадобится глобальный аудит, чтобы понять, что вообще реально происходит в отраслях. Здесь же находится и гипотетическое пространство под запрос на президента-аудитора. Однако в текущий момент времени такой сценарий выглядит не слишком вероятным.

Тем не менее, уйдя в «Яндекс», Кудрин замораживает свои отношения с властью, дистанцируясь от политики и оставляя за собой возможность вернуться в нее в период «после СВО». Но явно речь идет не о цикле 2023–2024 годов, который пока выстраивается под консервативный сценарий переизбрания Путина на новый срок.

Илья Гращенков, политолог