Posted 6 января 2023,, 15:30

Published 6 января 2023,, 15:30

Modified 1 февраля, 19:46

Updated 1 февраля, 19:46

Ирина Якутенко. Нормальный размен для авторитарных стран

6 января 2023, 15:30

Пока Россия ушла на недельные новогодние каникулы, в Европе уже начались трудовые будни, так что вот вам немного свежей информации по Китаю.

Как мы помним, 7 декабря страна, в которой три года действовала политика нулевой толерантности к ковиду, буквально за один день сняла все эпидемиологические ограничения. Совершенно ожидаемо количество новых случаев рвануло вверх, но сколько точно людей болеет — неизвестно, так как официальный Китай, во-первых, с 24 декабря не публикует никаких цифр (хотя эксперты ожидают некоего отчета в обозримом будущем), а во-вторых, в число отмененных ограничений попали и тесты, и сегодня узнать, отчего это вы уже пять дней кашляете и лежите с температурой, очень сложно или невозможно.

Некий китайский чиновник в декабре оценил количество ежедневных новых случаев в 37 миллионов (для сравнения, это примерно равно населению Канады), но насколько можно верить этой цифре — неясно. Государственные китайские медиа и власти продвигают идею, что «обстоятельства изменились, страна готова — и сейчас мы быстро-быстро переживем эпидемию и вернемся к нормальной жизни». Так что, парадоксальным образом, данные по заболевшим, слитые чиновником, вполне могут быть завышенными.

О скором выходе из эпидемии заявляют и китайские ученые, которые 29 декабря опубликовали в китайском же журнале статью, в которой, основываясь на имеющихся данных о вариантах SARS-CoV-2, гулявших по Китаю осенью и в начале зимы, построили математическую модель, предсказывающую, что пик эпидемии в больших городах будет пройден уже в начале января.

В сельскую местность ковид придет позже — главным образом на китайский Новый год, он же праздник весны, когда сотни миллионов людей едут из одних частей Китая в другие, чтобы провести время с семьей. Как мы помним, в 2020 году именно празднование китайского Нового года способствовало стремительному распространению вируса по стране. Данные ученых подтверждают официальные источники: представители муниципальной комиссии здравоохранения Гуанчжоу, например, заявили, что число обращений в температурные клиники с 23 декабря упало с 60 тысяч до 19 тысяч.

Впрочем, довериться этим данным мешает одно обстоятельство: если предположить, что официальные цифры правдивы и за декабрь в КНР переболели сотни миллионов, неизбежно возникает вопрос о смертях. Официально сообщается о единичных случаях, но это никак невозможно, даже если считать, что «омикрон» вызывает легкое течение (а это не так, в Китае большая часть заражений приходится на патогенную разновидность BA.5.2), а китайские вакцины дают хорошую защиту (что тоже не так, плюс значительная часть пожилых не привиты). Живущие в КНР корреспонденты западных СМИ сообщают о забитых больницах, переполненных моргах и работающих в несколько смен крематориях.

В китайских соцсетях гуляют ролики, на которых люди сжигают своих умерших от ковида родных, так как в крематориях нет слотов. Кроме того, внезапно в большом количестве начали от неизвестных причин умирать китайские знаменитости. Вряд ли в КНР появился новый вирус, убивающий селебритиз, просто когда умирает много людей, среди них оказываются и богатые, и известные. В аптеках нет не то что специфических противовирусных (паксловид), но даже обычных жаропонижающих.

Другие страны китайским цифрам тоже не доверяют, ВОЗ требует официального отчета о числе занятых коек и умерших (хотя ВОЗ, требующая чего-то от Китая, — это само по себе забавно), Евросоюз рекомендовал обязательное тестирование для всех, кто прилетает из Поднебесной. Китай в ответ грозится ввести симметричные меры и обвиняет Запад в гнусной пропаганде и очернении.

Одна из британских компаний, занимающаяся аналитикой в сфере здравоохранения, на основе своих моделей подсчитала, что с момента снятия ограничений в КНР могли умереть уже около 176 тысяч человек, а средний темп составляет около 14,7 тысячи смертей в день. Согласно прогнозам компании, к концу апреля 2023 года ковид в Китае унесет около 1,7 миллиона жизней. Более консервативные оценки специалистов из Гонконга предполагают, что нынешняя волна ковида убьет около 964 тысяч человек.

Все это неудивительно, учитывая, что в Китае даже по официальным данным 120 миллионов непривитых, и это в основном пожилые. Среди тех, кто привит, только 60% получили три дозы, и часто это было очень давно. Ну и да, китайские инактивированные вакцины неэффективны и дают куда более слабую защиту от тяжелого течения, чем векторные и тем более мРНК-вакцины.

При этом Европа предлагала КНР одобренные в ЕС вакцины, но гордый Китай отказался. Более того, производитель мРНК-вакцина Moderna долго вел переговоры о поставках в страну вакцин по хорошей цене, но Пекин соглашался на сделку только с условием производства вакцин на территории Китая и раскрытия технологических секретов. Разумеется, в Moderna на такое не пошли, и теперь желание задаром заполучить секретики оплачивают своими жизнями обычные жители Китая. Нормальный размен для авторитарных стран, а чего такого, действительно?

Ирина Якутенко, научный журналист, биолог