Posted 10 января 2023,, 12:45

Published 10 января 2023,, 12:45

Modified 30 марта, 08:14

Updated 30 марта, 08:14

Александр Ивахник. Бунтовщики сыграли на руку действующей власти?

10 января 2023, 12:45

Ружье, долго висевшее на стене в бразильской политической драме, все-таки выстрелило. Праворадикальный президент-популист Жаир Болсонару не только отказался признать победу своего левого соперника Лулы да Силвы во втором туре выборов 30 октября, но в течение прошедшего года многократно заявлял о ненадежности бразильской системы голосования и о возможности подтасовки результатов.

Это породило у сторонников Болсонару уверенность в том, что Лула просто «украл» выборы. А наиболее радикальные поклонники уходящего президента решили не допустить прихода к власти Лулы, который, по их убеждению, не только замазан в коррупции, но и несет стране коммунистические порядки и гонения на церковь. Они устроили палаточные лагеря у армейских казарм в столице и других крупных городах и призывали военных вмешаться в ситуацию и «отстоять свободу».

Серьезные беспорядки ожидались 1 января, в день инаугурации Лулы. Но этот день прошел на удивление спокойно — видимо, фанатов Болсонару, который за два дня до этого улетел во Флориду, удержали повышенные меры безопасности.

Однако 8 января тысячи ультраправых активистов решили действовать. Часть из них прошли маршем от армейских казарм на окраине столицы в центр Бразилиа, часть были свезены автобусами. Бунтовщики легко смели слабые полицейские оцепления на центральной Площади трех властей и захватили здания Конгресса, Верховного суда и президентский дворец. Выражая накопившееся негодование в отношении основных демократических институтов власти, не соответствующих их представлениям о должном, они разбивали окна, ломали мебель, портили произведения искусства, бросали на пол компьютеры.

Какие цели ставили болсонаристы — до конца неясно. Ведь Лула уже неделю находился у власти, а армия не проявляла признаков нелояльности. Скорее всего, хотели просто вызвать хаос и все-таки спровоцировать вмешательство военного руководства в политическую ситуацию, а там как получится.

В связи с воскресной попыткой мятежа в Бразилии задаются двумя главными вопросами.

Во-первых, почему бунтовщики почти не встретили сопротивления сил правопорядка? Ведь признаков надвигавшейся опасности было достаточно. Экстремисты в течение нескольких дней обсуждали в соцсетях свои планы, они стали собираться в воскресенье на газонах в центре столицы уже с утра, было замечено прибытие в город около 100 автобусов. Наиболее очевидное объяснение состоит в том, что руководители федерального округа Бразилиа, известные своими тесными связями с Болсонару, не хотели предпринимать решительных действий.

Это быстро поняли и Лула, и наиболее решительный противник Болсонару в Верховном суде Алесандр ди Морайс. Находившийся в Сан-Паулу Лула заявил, что правоохранители показали «некомпетентность, недобросовестность или злой умысел», — и своим указом временно перевел окружную полицию под контроль центральных властей. Ди Морайс на 90 дней отстранил от должности губернатора столичного округа Ибанейса Роша.

Этого оказалось достаточно, чтобы уже через три часа после начала оккупации полиция очистила все три занятые здания. Около 300 человек были арестованы. В понедельник военные и полиция ликвидировали палаточные лагеря болсонаристов в Бразилиа и других городах. В этот день в столице были задержаны еще 1200 человек, подозреваемых в погромах.

Второй вопрос в связи с воскресными событиями: каковы будут дальнейшие действия властей и общие политические последствия? Судя по всему, Лула настроен решительно. Он назвал мятежников «фашистскими фанатиками» и обещал, что они, а также те, кто их финансировал, будут выявлены и сурово наказаны. 9 января он обсудил произошедшее с министром обороны и руководителями армии. В этот день в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро прошли демонстрации защитников демократии под лозунгом «Никакой амнистии!»

Вместе с тем некоторые бразильские эксперты считают, что действия погромщиков могут расширить политическую поддержку нового президента, который заявлял о стремлении к национальному примирению. Многие бразильцы правых взглядов были неприятно поражены воскресными сценами и желают дистанцироваться от экстремистов.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co