Posted 19 января 2023,, 16:30

Published 19 января 2023,, 16:30

Modified 1 февраля, 19:48

Updated 1 февраля, 19:48

Александр Ивахник. Президент сгорел в «пылающей печи»?

19 января 2023, 16:30

Обычно политически стабильный однопартийный Вьетнам на днях преподнес большой сюрприз. Начатая генсеком Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонгом в 2016 году кампания против коррупции, получившая наименование «пылающая печь», привела к тому, что 17 января был вынужден уйти в отставку президент почти стомиллионной страны Нгуен Суан Фук.

ЦК КПВ в своем заявлении отметил, что Нгуен Суан Фук «взял на себя политическую ответственность руководителя, когда многие должностные лица, в том числе два вице-премьера и три министра, допустили нарушения и проступки, вызвавшие серьезные последствия» в работе по борьбе с эпидемией COVID-19. Одновременно Фук покинул посты члена политбюро, члена ЦК и председателя Совета национальной обороны и безопасности. 18 января Национальное собрание формально утвердило отставку Фука. Ожидается, что новый президент будет назначен на следующем заседании парламента в мае.

Фук занимал в основном представительский пост президента с апреля 2021 года, а до этого он в течение пяти лет возглавлял правительство, в котором и курировал работу двух уволенных в начале января вице-премьеров. Один из них — Фам Бинь Минь — был вице-премьером с 2013 года, а в 2011–2021 годах занимал еще и должность министра иностранных дел. Второй — Ву Дык Дам — отвечал за борьбу с пандемией. В принципе, Вьетнам прошел пандемию сравнительно успешно, вовремя введя национальный локдаун, но при этом не допустив спада экономики. Но случались и злоупотребления.

Предполагается, что увольнения вице-премьеров вызваны двумя коррупционными скандалами. Первый связан с возвращением в страну оказавшихся за рубежом вьетнамцев 800 чартерными рейсами по запредельным тарифам, второй — с продажей больницам тестов на COVID-19 по явно завышенным ценам. По этим делам ранее более 100 чиновников, включая бывшего главу Минздрава и бывшего министра науки и технологий, были подвергнуты судебным преследованиям.

В целом же за прошлый год 539 членов КПВ, включая высших чиновников и дипломатов, подверглись уголовным или дисциплинарным наказаниям за коррупцию или «преднамеренные правонарушения». Полиция расследовала 453 коррупционных дела — на 50% больше, чем в 2021 году. Был арестован ряд крупных бизнесменов.

В связи с отставкой Нгуен Суан Фука до конца не ясно, является ли он просто самой высокопоставленной жертвой бескомпромиссной борьбы с коррупцией, или здесь имеет место борьба за влияние в высшем эшелоне власти. В последние десять лет Фук был весьма значительной фигурой в правящей группе Вьетнама. Еще в 2011 году он попал в состав самого могущественного политического органа страны — политбюро ЦК, в котором 16 членов.

Возглавляя в течение пяти лет правительство, Фук активно проводил в социалистическом Вьетнаме рыночные реформы, способствовал модернизации инфраструктуры и правовой системы, энергично привлекал в страну зарубежные инвестиции. Были заключены масштабные торговые соглашения с ЕС и странами АТР, улучшены отношения с США. Темпы роста ВВП в те годы составляли 6-7% — самый высокий показатель в АСЕАН. Перейдя на пост президента, Фук оставался лицом Вьетнама для внешнего мира.

По своим взглядам и установкам Фук заметно отличается от лидера страны — 78-летнего генсека КПВ Нгуен Фу Чонга, который является сторонником более жесткого внутреннего и менее прозападного внешнего курса. На съезде КПВ в 2021 году Чонг вопреки традиции сумел добиться переизбрания на третий пятилетний срок. Но ожидается, что в 2026-м Чонг должен уйти, и есть версия, что Фук претендовал на роль его преемника. Согласно данной версии, Чонг этого не хотел и, используя свое нынешнее могущество, поспешил сместить слишком либерального деятеля.

Некоторые эксперты прогнозируют, что новым президентом страны станет министр общественной безопасности То Лам, который завоевал доверие Чонга в ходе борьбы с коррупцией. Это чревато ужесточением внутренних порядков и недопущением дальнейшей либерализации. Но серьезных изменений внешней политики Вьетнама ожидать не стоит. Для страны, глубоко зависимой от объемов экспорта, слишком важно сохранять хорошие связи с партнерами.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co