Posted 4 февраля 2023,, 11:12

Published 4 февраля 2023,, 11:12

Modified 1 февраля, 19:50

Updated 1 февраля, 19:50

Александр Ивахник. Расплата за коррупционные грехи

Александр Ивахник. Расплата за коррупционные грехи

4 февраля 2023, 11:12
Фото: СС0 Public Domain

Болгария явно рвется в рекордсмены по количеству досрочных выборов за последнее время. 2 февраля президент страны Румен Радев распустил Народное собрание и назначил на 2 апреля уже пятые за два года парламентские выборы.

Президент также сформировал новое временное правительство. Его состав практически не изменился по сравнению с правительством, назначенным в августе после предыдущего роспуска парламента. Возглавлять его по-прежнему будет Гылыб Донев, который был советником Радева по социальным вопросам.

Последние события свидетельствуют о том, что глубокий политический кризис, в который попала самая бедная страна ЕС, далек от разрешения.

Кризис стал следствием массовых многомесячных протестов 2020 года против глубоко коррупционного режима, который сформировался при 10-летнем правлении премьера Бойко Борисова и его партии ГЕРБ. После апрельских выборов 2021 года Борисов уже не смог сформировать правительство большинства.

Казалось, преодоление тупика наметилось, когда на ноябрьских выборах 2021-го победила новая реформаторская партия «Продолжаем перемены» (ПП), которую основали два гарвардских выпускника Кирил Петков и Асен Василев. Была сформирована коалиция большинства, в которую, помимо ПП, вошли близкая к президенту Радеву Болгарская соцпартия (БСП), популистская партия «Есть такой народ» во главе с шоуменом Слави Трифоновым и либеральная партия «Демократическая Болгария» (ДБ). Премьер-министр Петков объявил главными приоритетами своего кабинета демонтаж коррупционной системы и осуществление глубокой реформы судопроизводства и прокуратуры.

Однако уже в июне 2022 года Трифонов разорвал с коалицией и правительство получило вотум недоверия. Пока шли переговоры о формировании нового кабинета, испортились отношения между премьером Петковым и БСП, а также президентом Радевым. В условиях военного конфликта в Украине Петков занял решительную позицию поддержки Киева, а 28 июня заявил о решении выслать из страны 70 сотрудников посольства России, которые, по его словам, занимались шпионской деятельностью. Это решение встретило резкую критику со стороны пророссийской БСП и Радева, известного хорошими отношениями с Москвой.

Октябрьские выборы не устранили крайнюю партийную фрагментацию в парламенте. Формально победила партия ГЕРБ Бойко Борисова, но она получила лишь 67 мест из 240. И хотя ГЕРБ выдвинула в премьеры не Борисова, а новое лицо, это не помогло ей создать коалицию большинства. Старые коррупционные грехи явились слишком высоким барьером для этого. Второй мандат на формирование правительства получила от президента партия «Продолжаем перемены», занявшая второе место на выборах. Но после утраты поддержки БСП реформаторы из ПП рассчитывать ни на что не могли. Третий мандат Радев вручил социалистам, но у них было еще меньше шансов, это была просто конституционная формальность.

Перед нынешним роспуском парламента появились некоторые признаки того, что после выборов 2 апреля межпартийные расклады могут измениться. 20 января лидер БСП Корнелия Нинова пригласила все фракции обсудить приоритеты будущего правительства. Приглашение проигнорировали партии ПП и ДБ, зато в обсуждении приняли участие ГЕРБ, перешагнувшая через прежний антагонизм с социалистами, а также союзная с ней партия этнических турок «Движение за права и свободы» и новая партия «Болгарский восход», которую создал бывший глава временного правительства генерал Стефан Янев. Бойко Борисов даже сказал, что он «может представить себе какое-то будущее правительство» с участием ГЕРБ и БСП в форме «кабинета экспертов».

Конечно, нельзя забывать о существующих противоречиях между этими партиями. БСП и Янев не снимают с повестки борьбу с коррупцией и глубокую реформу правосудия, что вряд ли понравится ГЕРБ. Во внешней политике социалисты и «Болгарский восход» высказываются за диалог с Москвой, а Борисов занимает сугубо пронатовскую позицию. Но императив выхода из затянувшегося политического тупика может подтолкнуть их к какой-то форме коалиции.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co