Posted 14 февраля 2023,, 09:06

Published 14 февраля 2023,, 09:06

Modified 1 февраля, 19:52

Updated 1 февраля, 19:52

Илья Гращенков. Какая «культурная революция» ждет Россию?

Илья Гращенков. Какая «культурная революция» ждет Россию?

14 февраля 2023, 09:06
Фото: Стоп-кадр видео

Вместо статуй будут урны «Революции культурной» — так пел Высоцкий про китайских хунвейбинов. Сейчас за культуру пытаются взяться и в России, переформатировав ее с прозападного вектора на какой-то иной. Однако что именно предлагают взамен, пока не очень понятно.

Как именно и в каком ключе будут культурно воспитывать нацию — ясно не до конца. Все это делается на основе президентского указа № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», но документ — лишь основание для разработки прикладных образовательных и культурных программ. И уже есть множество наших «хунвейбинов», готовых к собственной культурной революции при опоре на тот самый глубинный народ-бурундук.

Неудивительно, что после политиков-оппозиционеров, журналистов и блогеров, а также представителей сферы образования, взялись и за культуру. Похоже, что следующими на очереди могут оказаться частные культурно-просветительские проекты, независимые художники, писатели — в общем, все те, кто при Советах был частью андеграунда.

В принципе, подход власти был бы ясен и понятен, если бы ее идеологическая надстройка была как-то закреплена и оформлена в виде генеральной идеи — кого государство хочет вырастить на такой культуре? Доминирующая идеология у нас запрещена, что и к лучшему, так как недостроенное государство лучше работает с протеевскими смыслами, чем с жесткими концептами. В этом смысле пентабазис намного удобнее системе, чем талмудистский новый марксизм-ленинизм.

Поэтому бездуховный «Чебурашка» хорошо и глубоко заходит в народ. Вместо смыслов в нем плотное ядро ностальгии, ресентимента и тоски по несбывшемуся. Но нашим «хунвейбинам» «Чебурашка» тоже не по нраву — тут они, как и положено, бегут впереди государственного паровоза, желая предавать огню и мечу любые проявления западничества и «бездуховности».

На этом этапе, как и в случае с «рассерженными патриотами», позиция государства и его реакционного авангарда немного расходятся. Власть, по сути, просто косплеит американскую культуру середины XX века, которая растила сытого и сонного обывателя патриотически-диванного типа. Американские религиозные активисты тоже постоянно протестовали против нетрадиционных форм культуры, жгли выставки и обливали помоями «слуг сатаны». А вот «хунвейбины» хотят, чтобы выросло поколение, не знающее, кто такой тот или иной певец или художник. Это уже другой концепт культурной революции, связанный с уничтожением культуры, а не ее диалектикой.

Илья Гращенков, политолог