Posted 23 марта 2023,, 11:27

Published 23 марта 2023,, 11:27

Modified 1 февраля, 19:59

Updated 1 февраля, 19:59

Александр Ивахник. Ядро евроскептиков сократилось до минимума

Александр Ивахник. Ядро евроскептиков сократилось до минимума

23 марта 2023, 11:27
Фото: СС0 Public Domain

Вчера британский премьер Риши Сунак сделал очередной шаг к укреплению своего положения внутри правящей партии. В Палате общин обсуждалось достигнутое им 27 февраля компромиссное соглашение с ЕС по североирландскому протоколу. Эта сделка значительно упрощает действие торгового режима в Северной Ирландии, сводя к минимуму оформление в ольстерских портах британских товаров, предназначенных для использования в провинции.

Учитывая жалобы ольстерских юнионистов в отношении действия в Северной Ирландии торгового законодательства ЕС, в соглашение был включен пункт о так называемом «тормозе Стормонта» — по названию здания в Белфасте, где располагается региональная Ассамблея. Этот орган получит возможность останавливать действие вводимых в ЕС новых торговых правил, если треть его депутатов возражают. В таком случае они будут обращаться к британскому правительству, которое сможет накладывать вето на новые правила. Именно пункт о «тормозе Стормонта» кабинет Сунака вынес на вчерашнее голосование в Палате общин, но оно всеми расценивалось как индикатор общего отношения к сделке с ЕС.

Союзники Сунака ожидали этого голосования с заметной тревогой. Дело в том, что накануне крупнейшая пробританская партия Ольстера Демократическая юнионистская партия (ДЮП) и влиятельная Группа европейских исследований (ERG), объединяющая жестких брекситеров в парламентской фракции, ясно выразили свою негативную позицию. ДЮП недовольна тем, что «тормоз Стормонта» не касается того законодательства ЕС, которое уже действует в Ольстере в соответствии с североирландским протоколом. ERG после изучения соглашения с ЕС ее юристами пришла к выводу, что в нем много неопределенностей, а пресловутый тормоз «практически бесполезен».

В ряды критиков вступил и Борис Джонсон. Он заявил, что соглашение Сунака с Брюсселем «неприемлемо», поскольку оно или оставит Северную Ирландию «в плену правового порядка ЕС», или же «все Соединенное Королевство не сможет должным образом разойтись с ЕС и воспользоваться преимуществами брексита». По его словам, наилучшим образом действий для Лондона было бы принятие замороженного сейчас законопроекта о североирландском протоколе, который предусматривает односторонний отказ от выполнения определенных частей протокола. Также стало известно, что голосовать против будет и преемница Джонсона Лиз Трасс.

В целом было ясно, что Сунак выиграет голосование в Палате общин, поскольку лейбористы и другие оппозиционные партии заранее объявили, что они поддержат правительство. Интрига заключалась в масштабах мятежа антиевропейского крыла консерваторов. Мятеж оказался не впечатляющим. Пункт о «тормозе Стормонта» поддержали 515 депутатов. Против голосовали лишь 29, из них 6 депутатов от ДЮП и 22 тори. Еще 48 консерваторов не голосовали. Среди проголосовавших против были Джонсон, Трасс, еще один бывший лидер партии Иэн Дункан Смит и несколько членов бывших кабинетов Джонсона и Трасс.

Итоги голосования свидетельствуют о том, что ядро евроскептиков, готовых бросить вызов авторитету Сунака, сократилось до минимума. Показательно, что во встрече членов ERG перед заседанием Палаты общин участвовали 30 депутатов, но против проголосовали менее 20. Снизилось и число верных союзников Джонсона.

Конечно, сомнения ERG и ДЮП относительно того, что новое соглашение с ЕС решает все проблемы с положением Северной Ирландии внутри Соединенного Королевства, небезосновательны. Но ведь эти проблемы созданы как раз жесткими брекситерами во главе с тогдашним премьером Джонсоном. К тому же противники сделки не предлагают никакой убедительной альтернативы, кроме обострения конфликта с ЕС. А от этого конфликта партия сильно устала.

Однако у Сунака остается острая политическая проблема с восстановлением системы разделения власти в Северной Ирландии. Лидер ДЮП Джеффри Дональдсон заявил, что «на этой стадии» его партия не может вернуться в региональную Ассамблею и правительство. Это значит, что в апреле, когда будет отмечаться 25-летие Соглашения Страстной пятницы и ожидается визит в Белфаст Джо Байдена, их работа по-прежнему будет заблокирована.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co