Posted 14 апреля 2023,, 18:34

Published 14 апреля 2023,, 18:34

Modified 1 февраля, 20:03

Updated 1 февраля, 20:03

Глеб Кузнецов. Борьба «за климат» превращается в большой международный бизнес

Глеб Кузнецов. Борьба «за климат» превращается в большой международный бизнес

14 апреля 2023, 18:34
Фото: Коллаж ИА «Росбалт»

Интересные медийные сливы с визита Лулы да Силвы в Китай. Мол, все упоминания про «китайский мирный план» или «бразильскую инициативу» оставят для двух строчек в итоговом пресс-релизе. И для традиционных миролюбивых ответов на вопросы на пресс-конференции — опять же итоговой. А во всех повестках мероприятий как на уровне первых лиц, так и подчиненных темы «кризиса в Европе» ни в каком виде не будет.

В силу того, что неинтересно, неактуально и к жизненным планам договаривающихся сторон эта тема не относится примерно никак. Причем изначально это в повестке было, а потом убрали. Причем по предложению стороны китайской, потому как Луле в целом нравится играть в миротворца и обсудить могучие мирные планы сторон он был совсем не против. Но, видимо, китайцы устали от бесплодных обсуждений темы последних недель с чередой европейских политиков и с помощью этой утечки передают им своеобразный привет.

По-настоящему интересно то, что называют главной темой торговых переговоров теперь, — «карбоновые сделки». Индустриальный Китай выбрасывает много CO2 (и уменьшать выбросы не собирается), сильно перебирая положенное по «климатической сделке». Бразилия в силу огромности своей вообще и Амазонии в частности — не добирает. Собственно, в планах Бразилии продать свой недобор Китаю за очень существенные деньги и на много лет вперед.

А деньги эти пустить в том числе и на восстановление лесов Амазонки, чтобы получить еще квот на CO2 и снова кому-нибудь их загнать. Может — тому же Китаю, может — арабам, а может — раскочегаривающей угольные станции Европе. В прямом смысле торгуют воздухом. Посредником и «счетчиком», чьи леса сколько CO2 сжирают, назначен чуть ли не McKinsey, по чьим консервативным подсчетам рынок продажи бумажных квот должен достигнуть $100 млрд долларов в год к 2030-му (с 0 за 10 лет неплохо).

Как этот рынок поможет Бразилии, Китаю и McKinsey, понятно очень хорошо. Как изменится к лучшему экологическая обстановка в мире, если по бумажкам CO2 над Шанхаем будет съедаться сельвой под Манаусом, тоже кристально ясно (никак). Но красота игры завораживает, если честно.

Климатическая повестка — это про деньги прежде всего. Так что и Китай, и Бразилия (и другие, полагаю, страны БРИКС, кроме, может, буквы «Р» в этом слове) готовы играть в климатическую повестку как в большой международный бизнес. Мечта о «противостоянии систем», которой терзаются некоторые в этой самой букве «Р», так и останется мечтой. Пока мечтатели не обрисуют тем, кого записывают в свои идеологические союзники, где их деньги на этом противостоянии.

Ну и ожидается, что Лула (1945 г. р.) и Си (1953 г.р) выступят со специальным совместным заявлением по борьбе с климатическими изменениями. Где красиво облекут свои коммерческие отношения вокруг «зеленой сделки» в набор мантр про будущее, потепление на 2 градуса, ответственность перед поколениями и всякое биоразнообразие. Борьба «за климат» ощутимо переходит из рук разнообразных Бербок и Тумберг в руки серьезных взрослых людей.

Глеб Кузнецов, политолог