Posted 16 апреля 2023,, 08:15

Published 16 апреля 2023,, 08:15

Modified 1 февраля, 20:04

Updated 1 февраля, 20:04

Игорь Димитриев. Почему началась война армии и спецназа в Судане

Игорь Димитриев. Почему началась война армии и спецназа в Судане

16 апреля 2023, 08:15
Фото: из соцсетей Мухаммада Хамдана Дагло

Вас могут удивить новости про столкновения в Судане — как это армия воюет со спецназом? Но дело в том, что в странах Африки, да и в других регионах третьего мира, привычные названия партий и министерств часто скрывают обычное племенное деление или вооруженные бандитские группировки. Так и в Судане Силы быстрого реагирования — это не обычный армейский спецназ. Это бывший «джанджавид» (демоны на конях) — арабские вооруженные группировки, засветившиеся в войне в Дарфуре чистками негритянского населения.

Ополчение арабских кочевых племен правительство Судана использовало для борьбы с черными сепаратистами Южного Судана, Кордофана и Дарфура. (Сразу предупреждаю, что разница между «арабским» и «черным» населением в том регионе вам будет неочевидна.) Южный Судан откололся, а Дарфур отбили с помощью ополчения джанджавид, которым руководили представители воинственного кочевого племени резигат Шейх Муса Хилал и Мухаммад Хамдан Дагло (Хамедти).

После войны в 2013 году Хамедти получил должность руководителя Сил быстрого реагирования, что фактически стало способом легализации джанджавида. Из торговца верблюдами Хамедти превратился в одного из самых влиятельных людей в стране. Он получил контроль над добычей золота и вошел в партнерство с российским бизнесом (понятно, каким). Силы быстрого реагирования получали финансирование лучше суданской армии.

Сам Хамедти, как говорят знающие его люди, реально работал над собой и развивался как политик. Но все равно этого не хватило, чтобы стать лидером после свержения президента Омара аль-Башира в 2019 году. Он стал заместителем председателя Переходного военного совета, который долго не передавал власть гражданским из-за внутренней борьбы. Формальная должность Хамедти не соответствовала его реальному влиянию и стала причиной конфликтов, а теперь и полноценной войны против суданской армии.

Еще нужно сказать, что каждый из суданских лидеров опирается на те или иные внешние силы, имея с ними совместные финансовые интересы. И зачастую это причина внутренних конфликтов в стране. Да и вообще многие гражданские конфликты в странах Африки — это отражение борьбы за влияние между Западом и Востоком.

Игорь Димитриев, политконсультант, востоковед