Posted 14 июня 2023,, 13:10

Published 14 июня 2023,, 13:10

Modified 1 февраля, 20:13

Updated 1 февраля, 20:13

Telegram-канал «Китайская угроза». Шринкфляция шагает по стране

Telegram-канал «Китайская угроза». Шринкфляция шагает по стране

14 июня 2023, 13:10
Фото: Иллюстрация ИА «Росбалт»

В последние 3 года в России было несколько волн высокой инфляции. На это сперва повлиял ковид, затем — реализация отложенного спроса. Инфляция охотно поступала в нашу страну в цене импортных товаров, и военный конфликт на востоке Европы тоже дал сильный проинфляционный эффект.

Когда ценники растут, а реальные располагаемые доходы населения несколько лет снижаются, бизнесу нужно сохранять стабильность цен и уровни сбыта товаров.

Если цены на товары базовой продовольственной корзины растут, это вызывает гнев потребителя, а в худших случаях — заморозку цен со стороны государства. Цены нужно повышать, иначе экономика не сойдется и производство утонет в убытках.

Производства давно научились скрывать инфляцию и не терять в продажах — ведь можно снижать не ценники, а объем упаковки. Данное явление называется шринкфляцией. Производители уменьшают количество, объем или вес товара в упаковке, но сохраняют или слабо снижают цену. Таким образом стоимость товара за единицу увеличивается на уровень инфляции.

Самое сложное в шринкфляции — ее неизмеримость. Росстат не считает подобные метрики, и она не может быть отражена в официальных индексах потребительских цен. Единственный способ ее замерять — наблюдения за товарами на полках магазинов.

В отличие от инфляции, умеренный объем которой помогает экономическому росту, шринкфляция отрицательно влияет на покупательскую способность населения — ведь за ту же сумму можно купить меньше товаров. Это приводит к снижению спроса и замедлению экономического роста. Кроме того, шринкфляция снижает доверие потребителей к производителям и повышает их ожидание инфляции.

Для российского потребительского рынка подобное — не новинка. Пакеты молока, упаковки с замороженной продукцией и бутылки уменьшились после 2014 года. За последние несколько лет практически вся базовая потребительская корзина прошла через шринкфляцию. Молоко меньше литра, гречка меньше килограмма, 8 яиц вместо 10 и т. д.

Telegram-канал «Китайская угроза»