Posted 23 июня 2023,, 13:03

Published 23 июня 2023,, 13:03

Modified 1 февраля, 20:15

Updated 1 февраля, 20:15

Павел Пряников. Не все в туризме меряется деньгами

Павел Пряников. Не все в туризме меряется деньгами

23 июня 2023, 13:03

Внутренний туризм стал одной из главных забот российского правительства и региональных властей. И понятно почему. Эта отрасль быстро создает рабочие места, причем места недорогие. Для сравнения: одно новое высокотехнологичное рабочее место стоит от $3 млн и выше (например, в микрочипах или фармацевтике), среднетехнологичное — от $1 млн (вроде металлургии и машиностроения), а в туризме и вообще сфере услуг — менее $100 тыс. Проще говоря, туризм способен быстро раскрутить маховик региональной экономики.

До пандемии и нынешнего кризиса россияне тратили на зарубежный туризм $27-35 млрд в год. В прошлом году — $11 млрд, в этом обещают $13 млрд. Кроме ограниченного числа «дружественных стран» российских туристов больше никто не ждет. И потому минимум половина денег, которые ранее ушли бы на зарубежный туризм, вполне может пойти на туризм внутренний. Это $14-20 млрд, или дополнительно к уже существующим тратам на внутренний туризм — 1-1,5 трлн руб.

Туризм во всем мире, в том числе и в России, можно поделить на три группы: пляжный отдых, познавательный и экстремальный — вроде альпинизма, охоты и рыбалки.

С основой для двух последних в России все неплохо — есть что посмотреть, есть где испытать себя. А вот с пляжами — не очень. Есть черноморское побережье, потенциально — Каспийское море (куда почти не ступала нога отельера и в целом сферы туризма). И все. Но и в этих местах пляжный отдых — это максимум пять месяцев в году.

В стране очень много денег — в совокупности у юрлиц и физлиц только на банковских депозитах лежат 80 трлн руб. Но инвесторы не видят хороших проектов, куда можно вложить деньги. Пляжные отели — в их числе. Гостиничный бизнес имеет маржинальность 10-14%. При инфляции в 4% это хорошая доходность. Для сравнения: в обрабатывающей промышленности доходность 4-7%, эти деньги выгоднее положить на депозит, а не точить детали.

Но если в Москве или Петербурге отели загружены выше 50% круглый год, то как загрузить пляжные гостиницы? Собственных усилий отельеров для этого не хватит. Во всех странах с недлинным турсезоном отельерам в этом помогает государство. Например, американский Сан-Антонио — это центр конференций в несезон. Что мешает властям стимулировать перенос конференций на зиму в Сочи, Геленджик, Дербент или Ялту? Одних только научных конференций в Москве проводятся сотни, куда слетаются ученые со всей страны. Почему им не полететь вместо Москвы в Сочи или Махачкалу?

В Турции или Испании зимой отдыхают малоимущие и бюджетники, чье пребывание стимулируют дотациями власти. Когда-то такая система была и в СССР — отдых в несезон по профсоюзным и медицинским путевкам.

В общем, как всегда и во всем, нужно участие государства. Но не в раздаче денег бизнесу (например, всяких дешевых кредитов), как часто у нас думают. Денег, повторюсь, и у бизнеса, и у самих людей в стране достаточно. Не хватает хороших проектов для этих денег. Кроме стимулирующих мер по заполнению гостиниц в несезон, это в первую очередь инфраструктура. Например, в городах «Золотого кольца» есть такой долгий позор, как нехватка общественных туалетов. Их часто нет даже в музеях.

Или развитие малой авиации и региональных аэродромов. Это уже не столько про познавательный туризм, сколько про экстремальный. В какие-то экзотические места у нас можно добраться только на малой авиации или вертолете. А Россия какой уже год не может создать собственный самолет для малой авиации. Или новый речной транспорт и речная инфраструктура — куда-то можно добраться только по воде.

Инфраструктура — вообще основа любого бизнеса, в т. ч. и туризма. Любой бизнесмен, что-то в своей жизни построивший, расскажет вам, каких нервов, времени и денег у него заняло оформление разрешительных бумаг, подключение инженерных сетей. Россиянину проще построить отель в Турции, чем в России.

Так что не все в туризме меряется деньгами. Время и нервы часто стоят дороже денег.

Павел Пряников, публицист, автор Telegram-канала «Толкователь» — для Telegram-канала «Незыгарь»