Posted 26 июня 2023,, 09:01

Published 26 июня 2023,, 09:01

Modified 1 февраля, 20:15

Updated 1 февраля, 20:15

Дмитрий Прокофьев. Последствия краткосрочного шока могут принять самую неожиданную форму

Дмитрий Прокофьев. Последствия краткосрочного шока могут принять самую неожиданную форму

26 июня 2023, 09:01
Фото: CC0

В чем специфика реакции экономики на шоковые события? В том, что экономические агенты, столкнувшиеся с каким-то шоком (то, что называется «лебедь прилетел»), совершают действия, имеющие как краткосрочные, так и долгосрочные последствия.

Например, банки подняли цену продажи доллара (цена покупки, что характерно, не менялась), а потом так же быстро опустили.
Краткосрочные последствия — кто-то купил «доллар по сто», хотя мог потерпеть и купить его по 90. На краткосрочном горизонте «потери» одного такого покупателя невелики (да и выигрыш банка незначителен).
Долгосрочные же последствия будут другими. Все, кто думал о покупке валюты, получили подтверждение, что в любой непонятной ситуации банки будут пытаться продавать валюту дороже. Какой вывод? Значит, нужно запасаться валютой постоянно, не слушая никакую демагогию о дедолларизации. Соответственно, долгосрочный спрос на доллар будет расти. Банки это тоже учтут — и будут стараться продавать подороже.

То же самое и с авиационными билетами. Можно смеяться над человеком, который сгоряча за 200 тысяч схватил билет, который еще несколько дней назад продавался в несколько раз дешевле. Но авиакомпании сделали свой вывод: в каждой непонятной ситуации люди готовы будут покупать билеты «за любые деньги», а значит, имеет смысл приподнять цены уже сейчас — никуда не денутся, полетят как миленькие.

Аналогично можно прикинуть последствия шока и по другим отраслям. Все, кому надо, сделали вывод, что произойти может что угодно — и разрешаться эта ситуация тоже будет как угодно, тем более что механизм разрешения конфликта никому не ясен.

Какой вывод сделает человек, думавший «вложить деньги»? Скорее всего, подождать. А кто-то, наоборот, решит выйти в кэш как можно скорее и забыть обо всем случившемся как о страшном сне. И так далее…

Я это говорю к тому, что долгосрочные последствия краткосрочного шока мы можем увидеть не сразу, а через некоторое время, и эти последствия могут принять самую неожиданную форму.

Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»