Posted 29 июня 2023,, 13:00

Published 29 июня 2023,, 13:00

Modified 1 февраля, 20:16

Updated 1 февраля, 20:16

Григорий Баженов. Как глобализация укрепила доллар

Григорий Баженов. Как глобализация укрепила доллар

29 июня 2023, 13:00
Фото: CC0

Роль США в мировой торговле и их доля в мировом ВВП хоть и остаются высокими, закономерно уменьшаются. Догоняющий рост в развивающихся странах — в первую очередь в Китае, Индии и других экономиках Азии — превышает средние темпы роста развитых стран. И потому структура мирового производства меняется. Это с одной стороны.

С другой — в 2022 году на долю доллара в структуре международных резервов приходилось почти 60%. 80% сделок в мировой экономике обслуживал доллар. Лишь в Европе баксы не являются доминирующим средством обмена. А еще около трех четвертей всех стодолларовых купюр находятся в хождении за пределами США.

После распада Бреттон-Вудса и полной отмены золотого стандарта, когда осязаемых преимуществ типа золотого обеспечения у доллара больше не было, его долгосрочная и стратегическая роль только возросла. Сегодня доллар доминирует во всех секторах экономики: и в частном, и в государственном. Доллар доминирует во всех трех функциях денег, то бишь мера стоимости, средство обращения и средство накопления. Вспомните свою привычку сравнивать все в долларах, включая вашу зарплату? Или другую: в случае чего менять рубли на доллары, абы чего не случилось. Короче, доллар доминирует в международной торговле и в международных финансах.

Почему? Я уже говорил об этом, повторю лишь, что доллар стал тем, чем стал, в силу величия американской экономики, а не наоборот. Сейчас же я сфокусируюсь немного на другом. На глобализации.

Глобализация, которая до недавнего времени шла семимильными шагами, серьезно изменила то, как именно производятся товары и услуги. Если раньше мы и правда могли говорить, мол, вот это произведено в США, это — в Китае, это — в России, а это — в Японии, то сегодня намного более верным будет иное. А именно: этот товар создан всем миром. Роль глобальных производственных цепочек становится все более значительной. Многие товары сегодня — это продукт международной координации, а не сугубо локальное производство в какой-то стране.

Например, в производстве автомобилей одни экономики могут вносить вклад как поставщики сырья или материалов, другие — как изготовители промежуточных товаров из этой стали (автокомпонентов и автодеталей), третьи могут выступать в роли сборочных хабов или центров операционного обслуживания. По оценкам Всемирного банка, такие глобальные цепочки поставок отвечают примерно за 70% всей мировой торговли товарами и услугами.

В таких цепочках участвует множество компаний из разных стран. Для расчетов в таких цепочках предпочтительнее использовать одну валюту. Причина простая: надо найти стабильную валюту и снизить издержки на конверсию в рамках сделок. Эту роль как раз и играет доллар. Его стабильность относительно многих валют укрепляет его роль в ценообразовании в международной торговле.

Глобализация поменяла и международный финансовый ландшафт. Сегодня банки и компании реального сектора наращивают долю финансирования на международном финансовом рынке, как вы думаете, в чем? Правильно — в долларах США. В структуре финансирования крупных фирм именно доллар играет ключевую роль. Связано это с размером рынка долларового финансирования, который существенно превышает рынки всех ближайших конкурентов, включая евро и юань.

В Штатах финансовые рынки развиты чрезвычайно. Отсюда и возможности привлечения финансов у компаний и банков выше всего в долларах. А самое главное — все это еще приводит к созданию соответствующей инфраструктуры, что как бы уже автоматически удерживает ситуацию в сложившихся параметрах. Ведь перестраивать инфраструктуру дорого и… долго.

Такой объем долларового заимствования в банковском и реальном секторах вынуждают ЦБ многих стран сглаживать колебания валют к доллару. Почему? Ну потому что чрезмерные колебания курса порождают проблемы у местных фирм. Просто представьте (а чего представлять — такое уже было в 2014-м): у вас долларовый кредит, а национальная валюта обесценилась вдвое. Сложнее ли вам его платить? Да, конечно.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что ЦБ поддерживают существенные долларовые резервы, а это укрепляет роль доллара в качестве резервной валюты.

Наконец, в условиях глобализации часть когда-то очень бедных стран допрыгала до развитых товарных рынков, но все еще не допрыгала до развитых финансовых рынков. Такая ситуация порождает дисбаланс: богатые люди в этих странах уже есть, но хранить деньги в своих же странах они опасаются. Мало ли что. В итоге в мировой экономике возникает явный дефицит надежных и безопасных финансовых активов. Ведь спрос на них очень высок, а вот с предложением не особо.

Короче, роль развивающихся стран в производстве и торговле товарами выросла существенно быстрее, чем их финансовые рынки. Единственный актив в мире, который устойчиво демонстрирует надежность и обладает достаточным размером рынка, — это казначейские облигации США. А для их покупки вам нужны доллары. И это тоже плюс в копилку его доминирования.

Григорий Баженов, автор Telegram-канала «Furydrops: блог экономиста»