Posted 17 июля 2023,, 14:56

Published 17 июля 2023,, 14:56

Modified 1 февраля, 20:19

Updated 1 февраля, 20:19

Александр Ивахник. Европа в шоке, но вряд ли что-то сделает

Александр Ивахник. Европа в шоке, но вряд ли что-то сделает

17 июля 2023, 14:56
Фото: СС0 Public Domain

В Евросоюзе продолжается обсуждение причин страшной трагедии, случившейся ночью 14 июня, когда рыболовное судно Adriana, перевозившее мигрантов от берега Ливии в Италию, перевернулось и затонуло в 80 км от греческого полуострова Пелопоннес. Погибли более 600 человек, примерно половина из которых были выходцами из Пакистана, спаслись всего 104 человека.

Обстоятельства гибели судна до сих пор до конца не ясны. Греческое правительство и пограничное агентство ЕС Frontex проводят свои расследования. Преобладает мнение, что греческие власти не предприняли должных усилий для спасения пассажиров судна, на котором не хватало продовольствия и воды и, вероятно, возникли проблемы с двигателем. Афины отвергают обвинения в бездействии, заявляя, что предлагали помощь, но команда корабля от нее отказывалась.

Между тем появляются независимые расследования катастрофы. Одно из них было проведено журналистами Guardian в партнерстве с коллегами из Германии и Греции и опубликовано 10 июля. На основании бесед со спасенными мигрантами, информации от источников в греческой береговой охране и ознакомления с судебными документами журналисты установили, что современный пограничный корабль 920 был направлен к судну Adriana из Крита и пришел с большим запозданием, в то время как в более близких греческих портах имелось несколько других пограничных кораблей, которые не были задействованы. Также было выявлено, что греческие власти трижды отказывались от помощи со стороны Frontex. Из рассказов спасенных следует, что Adriana могла перевернуться из-за попытки корабля 920 взять ее на буксир и вести на запад в сторону Италии. При этом отсутствуют визуальные свидетельства опрокидывания судна: мобильные телефоны спасенных были конфискованы следователями, а видеокамеры на корабле 920 не были включены.

После июньской катастрофы между агентством Frontex и Афинами возник открытый конфликт. В агентстве сильны настроения в пользу прекращения деятельности в Греции. На слушаниях в Европарламенте 6 июля глава Frontex Ханс Лейтенс заявил, что агентство предлагало помощь, но не получило ответа от греческих властей, и что он примет решение, исходя из ответов Афин на его вопросы.

Что касается евродепутатов, то 13 июля фракции консервативной Европейской народной партии, социал-демократов, либералов, «зеленых» и левых с редким по нынешним временам единодушием приняли резолюцию, предлагающую создание в Средиземном море «всеобъемлющей поисково-спасательной миссии ЕС, которая будет осуществляться компетентными органами стран-членов и агентством Frontex». Резолюция призывает Еврокомиссию «поддержать эту инициативу политически и финансово». Однако еврокомиссар по внутренним делам Илва Йоханссон отказалась одобрить эту идею. Она подчеркнула, что поисково-спасательные операции на морских путях перемещения мигрантов относятся к компетенции национальных правительств, а Frontex играет координирующую роль. Большинство стран ЕС также вряд ли поддержат предложение Европарламента.

Со своей стороны, недавно назначенный министр по делам миграции Греции Димитрис Кайридис 15 июля призвал ЕС возобновить операцию «София», в рамках которой в 2015–2020 годах военные корабли стран союза патрулировали ливийские берега для перехвата судов и катеров незаконных перевозчиков людей и спасения терпящих бедствие мигрантов. Эта операция была свернута под нажимом Италии и заменена на миссию по контролю за соблюдением оружейного эмбарго в отношении Ливии. Однако едва ли операция «София» имеет шансы на возобновление. В Ливии по-прежнему отсутствует централизованное государство, а европейские военные ведомства сейчас озабочены другими вопросами.

Так что, скорее всего, ситуация с нелегальными миграционными путями через Средиземное море по большому счету не изменится, а психологический шок от единовременной гибели многих сотен людей постепенно пройдет.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co