Posted 28 августа 2023,, 13:00

Published 28 августа 2023,, 13:00

Modified 1 февраля, 20:27

Updated 1 февраля, 20:27

Игорь Димитриев. Сейчас ситуация серьезнее клановых разборок

Игорь Димитриев. Сейчас ситуация серьезнее клановых разборок

28 августа 2023, 13:00
Фото: с сайта www.ntv.com.tr

Всю неделю в сирийской Сувейде идут протесты и могут перекинуться на другие регионы. В стране жуткий экономический кризис, денег у значительной части населения не хватает даже на еду. Правительство привычно винит в происходящем западные санкции, но интересуется в первую очередь коррупционными темами, контрабандой, рэкетом, то есть той частью экономики, что от санкций лишь выиграла. Надежды на приход денег в экономику от аравийских монархий не оправдалась — договориться с Асадом они не смогли.

Но особенно интересно, что сейчас бунтует не суннитское большинство Сирии, как 12 лет назад, а лояльные ранее Асаду друзы Сувейды и даже его сторонники алавиты, вытянувшие на себе основной груз войны. Друзы в Сувейде столкнулись с тем, что никакие насущные проблемы типа восстановления подачи воды сирийскую власть после войны не интересуют. Интересует установка блок-постов на дорогах и маршруты контрабанды. Все это отдали на откуп приближенным к власти военизированным группировкам. А Сувейда — регион специфический, там так нельзя.

Как я уже не раз рассказывал, населяет ее этноконфессиональное меньшинство — друзы. Всего на Ближнем Востоке друзов миллиона полтора-два (кроме Сирии, живут в Ливане, Израиле и Иордании), но в военном плане они там весьма заметны. В средневековье друзы были феодальными владетелями региона, в колониальную эпоху французы выделили самый большой район проживания друзов в отдельное государство — Джебель-Друз. Отдельным государством были и регионы проживания алавитов. По итогу и то, и другое стало частью Сирии. (Интересно, что лидером антиколониального восстания был друз — Султан аль-Атраш). Внутри Сирии у друзов были очень непростые отношения с центральным правительством, вплоть до того, что проводились карательные акции. После прихода к власти алавитов во главе с Хафезом Асадом конфликты были отрегулированы, но к власти друзов так и не подпускали.

Нужно признать, что у друзов внутри разные кланы, враждующие еще со средневековья. Одни (ливанские Джумблаты) к Асадам относятся резко негативно. Другие, как Захр-эд-Дины, сотрудничали с правительством и иранцами. Одни контактируют с друзами, служащими в израильской армии, другие — с иорданскими и ливанскими соплеменниками, а также с западными разведками.

Но сейчас ситуация серьезнее клановых разборок — друзы стали задумываться, зачем им вообще нужно сирийское государство, которое приносит им одни лишь проблемы. Зачем они сто лет назад сделали выбор в пользу единой Сирии? Если даже героя аль-Атраша тогда к власти не подпустили. Да и сейчас отделившиеся курды и северные районы чувствуют по итогу себя лучше, чем подконтрольная правительству часть страны. Вероятно, вспомнят Джебель-Друз, позвонят влиятельным родственникам за границу и попросят помочь.

Игорь Димитриев, политконсультант, востоковед