Posted 17 октября 2023,, 08:30

Published 17 октября 2023,, 08:30

Modified 1 февраля, 20:35

Updated 1 февраля, 20:35

Константин Калачев. Экономическая зависимость от Китая превратилась в уязвимость

Константин Калачев. Экономическая зависимость от Китая превратилась в уязвимость

17 октября 2023, 08:30
Фото: СС0 Public Domain

Президент России Владимир Путин прибыл в Пекин с двухдневным визитом, где выступит на открытии форума «Один пояс — один путь» и проведет ряд двусторонних встреч, в том числе с председателем КНР Си Цзиньпином.

Сами китайцы, впрочем, называют нынче свой проект «Пояс и путь». Но у нас закрепилось старое название, не отражающее многовекторность и многополярность.

Си Цзиньпин представил концепцию проекта «Один пояс — один путь» осенью 2013 года в Казахстане. Основной целью было заявлено создание транзитно-транспортной инфраструктуры между Китаем, развивающимися странами и странами развитыми.

Кратчайший сухопутный путь из АТР через Евразию в Европу должен был стать драйвером развития и источником прибыли. Но пока он для Китая — источник убытков.

Прошло уже 10 лет. Борьба за многополярный мир достигла своего апогея. И вот теперь европейские лидеры в Китай не едут.

Зачем тогда нужны торговые эти пути, если они не ведут на премиальные рынки Европы? Вопрос риторический.

Мировая политика никогда не отличалась рациональностью. Когда кажется, что основные экономические проблемы вот-вот будут решены, верх берут амбиции и эмоции.

Впрочем, есть и еще одна сторона вопроса. Никакого большого смысла возить товары из Китая в Европу по суше не обнаружилось. Морем через Суэцкий канал — вернее и проще. Срочные грузы как возили, так и возят самолетами.

Однако Европа постепенно планирует отказаться и от этого. Экономическая зависимость от Китая в нынешних условиях превратилась в уязвимость.