Posted 22 ноября 2023,, 12:16

Published 22 ноября 2023,, 12:16

Modified 1 февраля, 20:43

Updated 1 февраля, 20:43

Анатолий Несмиян. Сможет ли эксцентричный президент стать суперлидером?

Анатолий Несмиян. Сможет ли эксцентричный президент стать суперлидером?

22 ноября 2023, 12:16
Фото: Стоп-кадр видео

У нас выставляют нового аргентинского президента Хавьера Милея фриком, но на самом деле он олицетворяет тот тип человека, который в Латинской Америке всегда востребован в период глубоких кризисов целеполагания. Такой классический народный трибун, которого толпа противопоставляет обанкротившейся аристократии.

Это, кстати, совершенно не означает, что аристократию задвигают в угол, хотя в экстремальных ситуациях возможно все. Но даже после всевозможных революций социальное устройство Латинской Америки с ее четко выраженной стратификацией по происхождению (креолы-метисы-индейцы) воспроизводится всегда.

Обычно аристократия остается либо у руля, либо рядом с ним, и даже оголтелые революционеры предпочитают договариваться с ней, а не обнулять ее. Уго Чавес или Эво Моралес, не являясь представителями креольской группы, не рискнули радикально обновлять эту страту. Милей — потомок итальянских переселенцев, то есть креол, поэтому аристократия в Аргентине вполне способна даже при всей его экзальтации найти с ним общие темы.

Пожалуй, единственным человеком, который мог принимать совершенно радикальные решения в Латинской Америке вопреки любым традициям и устоям, был Че Гевара. У нас его представляют героической личностью, но в первую очередь он был, конечно, садистом-психопатом, творившим зачастую такое, что верные товарищи белели лицом. Подозреваю, что кубинские барбудос, когда Че убыл на континент поднимать революцию, вздохнули с тайным облегчением. В любом случае они не теряли ничего.

Милей, при всей его эксцентричности, обладает ключевой проблемой — у него банально нет команды. Сторонников пруд пруди, но расставить даже на ключевые посты ему особо некого. Это в каком-то смысле Зеленский, который пришел к власти в таком же состоянии, а потому мог расставлять только свой «95 квартал».

В этом смысле Милей либо быстро доведет Аргентину до полного цугундера, что не так уж и сложно, учитывая плачевное состояние страны прямо сейчас и полное отсутствие хоть какого-то ресурса не то что развития, но и устойчивости. Либо полюбовно договорится с аристократией и для виду будет бросать своему электорату какие-то не слишком значащие куски, но в целом будет продолжать прежнюю политику. Программы выхода из кризиса у него нет, команды — нет, понимания, что нужно делать, — тоже.

Не стоит забывать, что в Аргентине есть и парламент, а там со сторонниками у Милея неважно. Парламент может в том числе провести импичмент, и для этого ему даже не придется сильно напрягаться. Так что определенная свобода действий у Милея есть, но никакого карт-бланша.

Конечно, он может оказаться суперлидером и протащить страну к процветанию, даже если она будет сильно сопротивляться. Почему бы и нет. Но пока предпосылок к этому не видно. Потом — может быть. Просто неясно, что именно он вообще считает процветанием. Пока набор выдвинутых им лозунгов выглядит слишком эклектичным и бессвязным, чтобы рассматривать его всерьез.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик