Posted 12 января, 11:00

Published 12 января, 11:00

Modified 1 февраля, 20:55

Updated 1 февраля, 20:55

Василий Головнин. Удастся ли США избавиться от Китая?

Василий Головнин. Удастся ли США избавиться от Китая?

12 января 2024, 11:00
Фото: CC0 Public Domain

Китай в 2023 году на фоне глубокого торгового конфликта с Вашингтоном впервые за последние семнадцать лет потерял, судя по всему, почетное первое место среди стран, поставляющих товары в США. В американском импорте на лидирующую позицию, как и ожидалось, вырвалась Мексика — куда более приемлемая и безопасная для Штатов.

За первые одиннадцать месяцев прошлого года китайский экспорт в США, по официальным данным, сократился более чем на 20% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Доля КНР в американском импорте упала до 13,9% — это самый низкий показатель с 2004 года. Кстати, на пике китайской экспансии в районе 2017 года на Китай приходился 21% всех иностранных товаров, поступавших на американский рынок. По этому показателю он далеко опережал тогда другие страны.

То, что Китай слетел с первого места — уже очевидно для экспертов в Токио. Они не исключают, что КНР в этом рейтинге со временем может опуститься даже не на вторую, а на третью отметку, а то и пониже.

Одновременно импорт в США из соседней Мексики, судя по всему, в 2023 году выйдет на рекордный уровень, на первом месте по этому показателю она в последний раз была в 2000 году. В эту страну сейчас активно переводятся производства, призванные заместить Китай. Растут и поставки товаров в Штаты из Евросоюза и Юго-Восточной Азии. Доля ЮВА, например, удвоилась по сравнению с 2010 годом. Закупки товаров в ЕС в январе–ноябре достигли наивысшего уровня в истории.

Интересны и тенденции по товарам, например, по электронике — США в этой сфере сильно зависели, да и продолжают зависеть от КНР. Но в январе–ноябре импорт смартфонов из Китая сократился на 10%, а из Индии вырос в пять раз. По ноутбукам: поставки из КНР упали на 30%, из Вьетнама — выросли в 4 раза. Доля Юго-Восточной Азии в закупках электроники пока все еще невелика, но она стремительно растет за китайский счет.

В подоплеке таких тенденций, конечно, лежит сознательная политика Вашингтона, который хочет по возможности переключить импортные поставки с Китая на т. н. дружественные страны, замкнуть на них цепочки снабжения. При администрации президента Джо Байдена в неприкосновенности остались введенные при Трампе карательные пошлины на товары из КНР на общую сумму $370 млрд. Рассматривается вопрос и о дальнейшем повышении таких тарифов, например, на электромобили, солнечные батареи и другие перспективные товары китайского экспорта. Бизнес выводит свои производства из КНР, опасаясь угодить под санкции.

Жесткий подход к Пекину как к главному стратегическому сопернику США разделяют все силы в Конгрессе — более того, республиканцы постоянно обвиняют Байдена в мягкотелости и нерешительности на китайском фронте. Есть все основания предполагать, что в преддверии выборов президента США администрация Байдена захочет еще более активно доказать свою жесткость в отношении КНР.

Впрочем, избавиться от Китая нелегко: США, например, довели именно сейчас до 70% свою зависимость от импорта из КНР литиево-ионных батарей, необходимых для производства электромобилей, захватывающих растущую долю на рынке. Закупки в Китае смартфонов и, допустим, оборудования для компьютерных игр сокращаются, но по-прежнему зависимость США от импорта такой продукции из КНР достигает 70–80%.