Posted 6 февраля, 11:00

Published 6 февраля, 11:00

Modified 12 февраля, 15:21

Updated 12 февраля, 15:21

Анатолий Несмиян. Что будет, если Трамп вернется в Белый дом?

6 февраля 2024, 11:00

Трамп определился со своей аргументацией против Байдена. Ключевой тезис его обвинений — слабость Байдена как президента. На это нацелены обвинения в провалах во внешней политике. Внутренняя повестка тоже вполне очевидна: Трамп работает на поднятие ксенофобии по отношению к незаконным мигрантам, причем ему даже стараться не нужно — демократы сделали практически все своими руками.

Их понять тоже можно: медленная инфильтрация мигрантов в республиканские штаты может затянуть перебалансировку электоральных предпочтений на много избирательных циклов, а времени очень мало — на дворе кризис. Поэтому была сделана ставка на ускоренное проникновение мигрантов через границу, что и стало причиной, по которой сейчас республиканцы получили мощный консолидирующий импульс. Причем теперь идейно близкие демократам республиканцы-неоконы, с которыми еще можно было бы договориться, окончательно ушли в маргинальное поле, а бал правят классические консерваторы-рэднеки.

Перед Байденом стоит буквально неподъемная задача: у демократов вообще сейчас нет харизматичных фигур, сам он больше тянет партию на дно, чем вытягивает вверх. Парадоксально, но если бы Никки Хейли — нынешний конкурент Трампа в республиканской партии — сменила окрас и переметнулась к демократам, то у нее, возможно, был бы больший шанс, чем у Байдена. Идеологически между Хейли и Байденом различий меньше, чем между Хейли и Трампом. Было бы по крайней мере любопытно. Плюс Хейли перетащила бы за собой и часть нынешнего республиканского электората, для которого Трамп — фигура неприемлемая.

То, что демократам сейчас нужен какой-то финт, который выведет ситуацию из сложившегося тренда, очевидно. Если все будет идти, как идет, интриги почти не будет и Трамп въедет в Белый дом.

Тут должен быть либо какой-то особо кризисный технологический ход, либо демократам нужно идти на конфликт с расколом страны. Что возможно и, скорее всего, неизбежно, но потом. Именно сейчас демократы не слишком готовы к такому сценарию. Кризис с границей и выдвинутый Байденом ультиматум убрать Нацгвардию и оставить границу только пограничникам позволял перевести ситуацию в такой сюжет, но Байден не стал ее обострять, и возможно, что теперь второго шанса у него не будет.

При этом губернатор Техаса выбился в лидеры губернаторского республиканского корпуса и готов в случае необходимости к еще большему обострению обстановки.

Трампу вся эта история на руку, и он, конечно, не станет отпускать противника. Поэтому любые компромиссы, которые естественны для американского политического процесса-торга, сейчас либо невозможны, либо на них пойдут при наличии очень серьезных причин. Пока таких не просматривается.

Европейцы уже начинают рассматривать возможную ситуацию, когда Трамп придет к власти и начнет проводить политику жесткого изоляционизма. Объективно она необходима, чтобы отыграть все те позиции, которые удалось захватить демократам, и вернуть Америку к прежним балансам. Но это же означает, что роль США как сверхдержавы при Трампе будет сильно урезана. Он займется внутренними делами в ущерб международной повестке. И вот тогда, действительно, могут возникнуть причины для третьей мировой, которой пугает Трамп. Сейчас таких причин на самом деле нет — слишком велики издержки при неявном результате. А вот в отсутствие США на международной арене этот результат может показаться достижимым.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик