Posted 7 февраля, 10:28

Published 7 февраля, 10:28

Modified 12 февраля, 15:21

Updated 12 февраля, 15:21

Илья Гращенков. Геополитика слишком дорого обходится России

Илья Гращенков. Геополитика слишком дорого обходится России

7 февраля 2024, 10:28
Фото: с сайта kremlin.ru

Сегодня в топе новостей очередной «нож в спину» от китайских товарищей. Банк Chouzhou Commercial, который российские импортеры использовали как основной расчетный центр, остановил все операции с РФ (как в SWIFT, так и с российской СПФС и китайской CIPS). В принципе, ничего нового тут нет. Если отбросить в сторону все эти клише про «разворот на Восток», дружбу против Америки и прочие геополитические фантазии о том, как мы сейчас развернемся и просто заменим одно на другое, то в сухом остатке увидим, что КНР — еще более сложный для нас партнер, чем ЕС.

Давайте мыслить рационально в первую очередь. Китай нам никакой не друг, в лучшем случае — временный попутчик. Хитрый и алчный, сложный для понимания европейцем. Мы — европейцы. Вот тут коллега очень верно подметил, что, как ни крути, мы — часть западного мира. Я тоже постоянно говорю, что какие бы временные разногласия ни вбивали клин между Москвой и Брюсселем, никуда не денется тот факт, что мы — северная Европа, объединенные общей историей, культурой, философией. И мало понять Китай, надо еще и принять его, потому что он — другой. И не фэнтезийно-сказочный друг, добрая панда, а расчетливый политический конкурент.

Геополитика делит мир на друзей и врагов, на черное и белое. Экономика — мир серых зон, культура — мир цветных пятен. Когда мы попадаем в ловушку геополитического мышления, мы начинаем присваивать ярлыки, мало того — начинаем мечтать, чтобы нас кто-то беззаветно полюбил, а потом разочаровываемся. Сколько «ножей в спину» было от Турции и Эрдогана? Но Турция просто лавирует ради собственной выгоды, использует свой суверенитет для монетизации. Сколько грязи выливали наши ястребы на сербского лидера Вучича — мол, он недостаточно Россию любит, — при том что Сербия остается для нас «окном в Европу».

Поэтому единственно верный подход — это рационализм. Не делить мир на друзей и врагов, а руководствоваться собственными интересами. В этом, если подумать, и есть смысл того самого суверенитета, которого так не хватало постельцинской России. Очень часто страна делала что-то в ущерб себе, лишь бы любили, лишь бы восхищались, а позже — лишь бы боялись.

Но постоянные развороты то на Восток, то на Глобальный Юг, то в БРИКС, то еще куда-нибудь — все это создает суету, которая чужда и древнему Китаю (который привык ждать столетиями), и Индии с ее многомиллиардным внутренним рынком, и даже Африке, которая по традиции почуяла, что на геополитике можно срубить не хуже, чем в свое время на социалистических накачках от СССР.

Поэтому сегодня для России гораздо важнее нормализовать отношения с Западом, частью которого мы де-факто являемся и который при всей своей «культуре отмены» также мечтает воссоединиться с северным братом. Страны БРИКС — это хорошо, никто не мешает развивать параллельные рынки, вести на них экспансию, делать все то, что РФ могла бы делать и раньше, но гордо и лениво не хотела, так как «жареный петух пока не клюнул». Нужно становиться мудрее, смотреть на экономику более отстраненно, перенимать принцип just business, а не рвать на себе рубаху, клянясь в дружбе навек. Тогда и банки будут вести себя более прогнозируемо.

Илья Гращенков, политолог