Posted 15 февраля, 15:00

Published 15 февраля, 15:00

Modified 18 февраля, 19:25

Updated 18 февраля, 19:25

Николай Яременко. Деньги в МОК и WADA платятся не ради спортивных результатов

Николай Яременко. Деньги в МОК и WADA платятся не ради спортивных результатов

15 февраля 2024, 15:00
Фото: Иллюстрация ИА «Росбалт»

Тут опять очередной депутат набычился, надулся — и погнал на международные спортивные структуры. Депутатам все равно, на какие структуры гнать — политические, экономические… Люди широкого профиля и разнообразных знаний. Надо — они и в спорте разберутся. Ну то есть сочтут, что разобрались. Строго так посмотрят в зеркало, сами с себя спросят — и поставят максимальную оценку. Они мне страшно напоминают персонажа Салтыкова-Щедрина, который ходил, включая свой внутренний органчик: «Разорю! Не потерплю!» и т. п. Спустя пару веков даже набор резолюций не поменялся: разорю — это, наверное, про иноагентов; не потерплю — это про выступления наших спортсменов в нейтральном статусе на Олимпийских играх. А чего? Мы тут все патриоты — незачем ездить по заграницам, если мы решили, что вы там унижаетесь.

Так вот, на днях думский оратор выступил с предложением пересмотреть необходимость членства России в МОК и WADA, поскольку страна в этих организациях ограничена в полномочиях, но продолжает платить членские взносы. Тут лживые (или как минимум лукавые) посылы прямо на старте. МОК и WADA — это не ООН, там нет стран. В МОК не представлен (точнее — ограниченно представлен) ОКР; в WADA не представлена РУСАДА. Мы прекрасно знаем, по какой именно причине появились там все эти ограничения, «отсутствие статуса соответствия» и т. д. Ну, мы понимаем — депутат не понимает. Бывает… Но то, что международные и весьма уважаемые спортивные структуры вдруг оказываются в политическом ряду — это уже что-то новое.

«Нам как парламенту необходимо с этим определяться: с членством не только в ОБСЕ, но и с членством в ВОЗ, МОК, WADA и других „прекрасных“ организациях, куда Россия до сих пор платит членские взносы», — прозвучало на пленарном заседании.

Платить взносы — не означает получать преференции. Это минимум, который нужен, просто чтобы числиться в организации. Как партийные взносы не предполагают, что тебя изберут делегатом съезда, выберут в руководящие органы. Этого другими путями добиваются. Но без взносов ничего не будет.

РФС платит взносы в УЕФА каждый год. И терпит. Ждет, когда смягчат санкционное давление на клубы. И совершенно правильно поступает. Потому что взносы позволяют работать в комитетах и комиссиях, влиять на общую позицию. И внутренний российский чемпионат никто не лишает лицензии. И иностранцы в нем играют, и русские футболисты спокойно трансферы в Европу совершают. Это и есть нормальная работа в имеющихся обстоятельствах.

Вспоминаю, как лет 8 назад один российский банк (из трех синих букв), который всегда спонсировал международную легкоатлетическую федерацию, вдруг перестал это делать, потому что отечественных легкоатлетов перестали прятать от допинг-возмездия и — страшно сказать! — стали даже наказывать за запрещенные препараты. Руководитель банка даже объяснил: наказываете наших — фиг вам, а не деньги. Мы не вкладываемся в развитие и чистоту спорта, а покупаем высокие результаты и благожелательное отношение к нашим соотечественникам. Ну, как-то так.

В ноябре 2023 года Всемирное антидопинговое агентство (WADA) выпустило заявление, в котором указало, что Россия и Белоруссия не внесли членские взносы за 2023 год — каждая в размере $1,2 млн. Министр спорта России Олег Матыцин заявил на днях о готовности российской стороны продолжать финансирование антидопинговых структур и выполнять международные требования. Правда, как мантру добавил: «Но на равных для всех условиях». Будем считать, что это специальная оговорочка для внутренней аудитории .

У депутатов же картина мира иная. Их уже нигде не принимают. И им кажется, что деньги — это главный рычаг. Перестанем платить — и все приползут на полусогнутых. Но — не приползают. Поэтому вопрос не в том, как бы притянуть к нам мировое сообщество, а в том, как бы не остаться в одиночестве на маленьком островке, от которого все остальные навсегда отшвартовались. Поэтому депутатам для начала бы вообще решить: им ВОЗ и МКБ-11 (международный классификатор болезней) нужны для того, чтобы на равных взаимодействовать со всеми или чтобы вернуть карательную психиатрию с ее несуществующими диагнозами «вялотекущая шизофрения», «содомия», а МОК и WADA — чтобы спорт не деградировал в России окончательно?

Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России, доцент Финансового университета при правительстве РФ