Posted 3 ноября 2011,, 09:02

Published 3 ноября 2011,, 09:02

Modified 1 апреля, 04:17

Updated 1 апреля, 04:17

Родственники летчиков Як-42 и эксперты не верят выводам МАК

3 ноября 2011, 09:02

ЯРОСЛАВЛЬ, 3 ноября. Родственники погибших летчиков Як-42 с выводами МАК не согласились и объявили, что намерены провести собственное расследование. Эксперты также не поверили версии техкомиссии.

Как пишут "Новые известия", они уверены, что катастрофа под Ярославлем произошла из-за неисправности самолета, а не ошибок экипажа.

Знакомые с ходом расследования независимые эксперты также сомневаются в выводах МАК. «В «черных ящиках» положение педалей не прописывается», – пояснил газете один из экспертов. По его мнению, самолет мог замедлить разбег «по другим причинам, в том числе техническим».

Не поверил выводам МАК и заслуженный летчик России Михаил Марков. «Самолет почему-то не отрывался, и из-за этого люди начали тянуть штурвал. А выводы, наоборот, подогнали под ответ: люди тормозили, машина не отрывалась, и они потом начали тянуть штурвал», – заявил он в интервью газете "Взгляд".

Также летчик обратил внимание на слова главы техкомиссии МАК о том, что "натренированный, обученный экипаж должен был прервать взлет". "Но тогда мы начинаем чудить на весь мир. По академическому положению, если экипаж прошел рубеж скорости V1 (так называемая скорость принятия решения), то он не имеет права останавливаться, и неважно, сколько осталось полосы – 1700 метров, 700 метров или вообще 100 метров. Пусть тогда они опубликуют в руководящих документах, что российским экипажам разрешается после преодоления V1 останавливаться на полосе. И если наши деятели от авиации озвучат это на весь мир, боюсь, что вся мировая авиационная общественность скажет: «Вы там у себя в России чудите, а мы вас сюда не пустим", - заявил Марков.

Он пояснил, что до V1 экипаж имеет право прекращать взлет, но это еще не значит, что самолет останется цел. "То есть прерванный взлет на V1 означает, что самолет вылетает с полосы, но теоретически останавливается на концевой полосе безопасности. Это разрушение самолета, аварийная ситуация. Но после V1 – уже все, вы не можете остаться на полосе и на концевой полосе безопасности. Это уже гарантированная катастрофа. И во всем мире все документы, руководства по летной эксплуатации любого самолета говорят о том, что после V1 – только в одну сторону, это классика", - подчеркнул заслуженный летчик.

Марков не верит, что кто-то сильно нажимал на тормоз во время разгона. "Во-первых, там была бы довольно мощная черная полоса от основных стоек на полосе, а там, где самолет 400 метров бежал по грунту, был бы вырван грунт. Но на полосе черных полос нет, после нее трава примята", - пояснил эксперт.

В то же время он не может объяснить, почему в таком случае машина не отрывалась от земли на достаточно высокой скорости.

"В этом вся проблема. Когда меня спрашивают, что их тормозило, я отвечаю: не знаю. Надо искать. Может, жидкости какие-то, может, где-то блокирнуло тормоза. До скорости 190 был просто академический разгон, после – что-то остановило. Говорить о том, что начали тормозить, а потом от торможения пилот начал выгибаться до большого усилия, – это подмена фактов. Последовательность событий была такой: машина не отрывается на большой скорости, пилот тянет штурвал и доводит усилия до 60 килограммов, это очень большое усилие. А почему она не отрывалась? Она должна была отойти при мягком, слегка фиксированном взятии штурвала на себя", - отметил Марков.

Катастрофа произошла 7 сентября недалеко от ярославского аэропорта "Туношна". Як-42 следовал по маршруту "Ярославль — Минск". На борту были 45 человек, в том числе 37 членов хоккейной команды "Локомотив" и обслуживающего персонала клуба, а также 8 членов экипажа. Спасти удалось двоих — игрока "Локомотива" Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова. Однако позднее Александр Галимов скончался в ожоговом центре Московского института имени Вишневского.

По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ — "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта".