Бензиновый произвол

В России продолжается рост цен на бензин. Сильнее всего страдают восточные регионы страны. В подорожании топлива наблюдатели чаще всего винят экономическую политику корпораций-монополистов. Автолюбители тем временем придумывают новые формы протеста.


© Фото Надежды Красновой

В конце сентября индекс потребительских цен на автомобильный бензин и дизтопливо, по данным Росстата, составил по сравнению с предыдущим месяцем 102%. Удорожание бензина оказалось особенно заметным, так как аналогичный индекс потребительских цен на товары и услуги был несколько ниже - 100,6%.

К 1 октября цена на бензин в среднем по стране достигла 28 руб. 25 коп. за литр. При этом чем восточнее регион – тем дороже топливо. Абсолютным лидером в России остается Анадырь, где средняя цена составляет 45 руб. 05 коп. Дороже 30 рублей бензин продается в Биробиджане, Южно-Сахалинске, Магадане, Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Якутске, Чите, Кызыле, Нарьян-Маре.

В начале октября тенденция удорожания автомобильного топлива сохранилась.

Ситуацию в Приморье называют «бензиновым кризисом» и «дефицитом топлива». Такое положение связывают с закрытием на реконструкцию Ангарского нефтеперерабатывающего завода. На частных автозаправках начались перебои из-за ограничения оптовых продаж топлива концерном «Роснефть».

Месяц назад, 6 сентября, в рамках мероприятий саммита АТЭС-2012 губернатор Приморского края Владимир Миклушевский и президент ОАО «НК Роснефть» Игорь Сечин подписали соглашение о сотрудничестве. Одним из пунктов документа было стабильное и гарантированное обеспечение Приморья нефтепродуктами, в том числе путем строительства объектов производства и сбыта, развития транспортной инфраструктуры для перевалки и хранения нефтепродуктов. Владельцы малых АЗС считают, что нефтяники не выполнили этих договоренностей. По их словам, резерв продукта создан не был, хранилища пустуют.

Владельцы автозаправок в комментариях СМИ высказывают предположения, что такая ситуация создана искусственно: не только для накручивания цен, но и ради вытеснения розничных продавцов. Разорение конкурентов позволит «Роснефти» расширить собственную сеть АЗС.

В росте цен в Новосибирске наблюдатели также винят экономическую политику корпорации-монополиста - в столице Сибири цены на ГСМ контролируются компанией «Газпромнефть-Новосибирск». «Мелкие автозаправки, если и не разоряются вследствие действия этой монополии, то, чтобы выжить, вынуждены переходить на некачественную продукцию. Автомобилистам же в этой ситуации ждать ничего хорошего не приходится», – заявил недавно депутат Госдумы от КПРФ Анатолий Локоть.

В сентябре депутат новосибирского законодательного собрания Андрей Жирнов в очередной раз попытался инициировать создание рабочей группы по контролю и анализу ситуации на рынке ГСМ в регионе. Он также предложил коллегам по парламенту обратиться непосредственно к руководству «Газпромнефть-Новосибирск» с требованием снизить цены. Причем относить обращение далеко не нужно было – гендиректор компании Андрей Шимкив сидел в соседнем кресле депутата от «Единой России». Однако единоросс Шимкив и его коллеги остались глухи к этому призыву. Предложение о создании рабочей группы было отклонено, цены на бензин продолжили путь вверх.

«За последний год Новосибирская область два раза звучала в сводках как область с дефицитом топлива. Кроме того, по некоторым данным, на рынке топлива сформировался дефицит – «Газпромнефть» не обеспечивает всех запросов на топливо. На рынке из-за дефицита огромное количество суррогата, с которого никакие налоги в бюджет Новосибирской области, в том числе бензиновые акцизы, не уплачиваются», – констатировал депутат Андрей Жирнов.

О сложной ситуации заявили и непартийные общественники. Обращение к губернатору Новосибирской области написали руководители региональных отделений Федерации автомобилистов России, «Фонда защиты прав потребителей», общественной организации «Гражданский патруль». «В Новосибирской области в очередной раз выросли цены на ГСМ, установив исторический рекорд не только в нашей области, но и среди близлежащих регионов. Всех жителей интересует продажная цена в розницу на АЗС, а она, фактически, самая высокая в Сибирском федеральном округе. Просим вас назначить ответственного за ситуацию на рынке ГСМ в Новосибирской области», – говорилось в их открытом письме. По мнению авторов обращения, к кризисным явлениям в регионе привела концентрация оптового рынка в руках одной корпорации.

Повышение цен на бензин наблюдается и в самом нефтяном округе России – Уральском, в том числе в Тюмени. Здесь удорожание топлива объясняют повышением отпускных цен нефтеперерабатывающими заводами, находящимися за пределами Тюменской области.

Замдиректора строящегося Антипинского НПЗ Александр Угрюмов, комментируя ситуацию местному сайту Tumix в качестве «автолюбителя», среди причин происходящего назвал произвол нефтяных компаний в отсутствие должного государственного контроля. «Они сами аргументировано не объясняют повышение, кивая на мировой рост стоимости нефтепродуктов. По этой логике, когда мировые цены падают, наши переработчики тоже должны снижать цены, но они же этого не делают! Таким образом они сами создают ажиотаж на рынке и повышают уровень инфляции», – сказал  Угрюмов.

Еще одной причиной безудержного роста цен в нынешнем году можно назвать снижение протестной активности, вызванной непосредственно удорожанием бензина. Акции против дороговизны топлива на фоне «общегражданских» митингов не просто теряются - их число сократилось по сравнению с 2011 годом. Это можно объяснить тем, что организаторы протестов «переключились» с экономических требований на политические, забывая про насущные потребности сограждан. Кроме того, в предвыборный 2011 год тема дорогого бензина была востребована всеми оппозиционерами, в том числе парламентскими, но сейчас она стала меньше их интересовать.

Еще одной причиной спада тематических протестов может быть и осознание безрезультатности прежних форм выступлений «разгневанных автомобилистов». Продавцы бензина не реагируют на митинги, с усмешкой взирают на попытки бойкота.

«Все акции по отказу от заправки приведут к еще большему удорожанию из-за упущенной выгоды», – заявил в ходе дискуссии в социальных сетях автолюбитель Евгений Титов.

В связи с этим уместно предположить, что цены будут ползти вверх до тех пор, пока возмущенные граждане не придумают более действенных форм воздействия на нефтяников. «Есть предложение: организовать что-то наподобие забастовки, вот только сидеть нужно в машине и в установленное время, где ты едешь, вот взял и остановился, включил «аварийную останову» и сигналишь!», –  пишут в группе «Мы против роста цен на бензин» в Комсомольске-на-Амуре.

Причем новые формы протеста, чтобы стать заметными, могут оказаться неожиданно радикальными.

Дмитрий Ремизов