"Одномандатные выборы для «ЕдРа» – идеальный вариант"

Предложение Владимира Путина вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму выгодно "партии власти" в условиях, когда недовольство населения происходящим в стране усиливается, - утверждает глава центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский.

В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин призвал вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму. Руководитель центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский рассказал «Росбалту», как и почему возникло это предложение.

- Откуда взялась идея вернуться к смешанным выборам?

- Во время своего выступления Владимир Путин не сказал самого важного – что смешанная система формирования Госдумы будет промежуточной. Первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин фактически в открытую продвигает идею в перспективе вообще отказаться от выборов по партийным спискам.

Еще в январе на эту тему высказался близкий друг Володина - Владимир Мединский. Надо отметить, что в начале 2012 года Володин хотел даже сделать Мединского главой управления внутренней политики администрации. Но сторонники Владислава Суркова этому противодействовали и, по моим данным, сказали что-то вроде: «Мединский – он же «по культуре», как его можно ставить на внутреннюю политику?» В итоге во главе управления Володин поставил Олега Морозова, а Мединского сделали министром культуры.

Так вот Владимир Мединский в январе в «Вестях» на втором телеканале прямо заявил: надо, чтобы следующие выборы в Госдуму в 2016 году прошли «пополам» – по партийным спискам и по одномандатным округам, а к 2021 году, к новым выборам, – 100% депутатов избирались только по одномандатным округам.

Это конкретный план Вячеслава Володина, которому противодействовал Владислав Сурков, но этот план теперь будет реализовываться, как мы видим из слов Путина. Скорее всего, этот процесс реформ закончится именно тем результатом, которого хочет Володин: все депутаты будут одномандатниками.

- Почему в свое время были вообще отменены выборы по одномандатным округам?

- Когда отменялись одномандатные округа, строилось политическое поле, в котором все шагали бы строем, все депутаты были подчиненными, подотчетными, подконтрольными винтиками. Одномандатники в случае какого-нибудь кризиса партии власти могут полностью из нее разбежаться, а списочники останутся. У нас есть пример из 1990-х годов, когда рейтинг партии «Наш дом – Россия» упал с 10% до 1%. Тем не менее, почти все списочники во фракции партии власти остались, никуда не делись. А одномандатники в таком случае, конечно, большей частью разбегаются из обанкротившейся фракции.

Поэтому, когда в 2004 году Владислав Сурков отменял одномандатные округа, то было понятно, для чего это делалось: чтобы всех депутатов сделать подконтрольными, лояльными и вообще убрать слишком ярких личностей, а поставить «серых мышек», которые готовы любой приказ всегда исполнить. Для этого сделали выборы только по партийным спискам.

- Почему же теперь хотят отказаться от этой практики?

- В 2000-х годах рейтинг власти рос с каждым годом. Благосостояние возрастало, социально-экономическая ситуация в стране улучшалась. Понятно, что это происходило не благодаря каким-то действиям властей, а просто благодаря внешней конъюнктуре – ценам на нефть и газ, которые за 10 лет выросли в 10 раз. На волне этих общих улучшений жизни укреплялся рейтинг власти, и тогда власть могла, чувствуя прилив сил, наводить в своих рядах еще больший порядок и большую подконтрольность, от каких-то слишком самостоятельных людей избавляться, а наполнять свои ряды самыми лояльными сторонниками, стоящими по стойке смирно.

Сейчас же возникла новая проблема: рейтинг власти падает. Социально-экономическая ситуация если не ухудшается, то, во всяком случае, не улучшается. А народ-то уже привык, что с каждым годом благосостояние должно расти. А оно не растет. В глазах народа появляется ощущение, что ситуация ухудшается. Недовольство усиливается с каждым годом.

Поэтому и решили перейти к системе выборов по одномандатным округам.

- Каким образом выборы по одномандатным округам помогут власти удержать большинство в Госдуме?

- Эта система дает победу по всем округам тем кандидатам, которые заняли первые места. А первое место с помощью фальсификаций, с помощью административного ресурса, благодаря контролю над телевидением власть все-таки надеется удержать.

Сейчас, при выборах по партийным спискам, в парламент проходят кандидаты, которые заняли в своем региональном списке и второе, и третье, и даже четвертое место. А при выборах в одномандатном округе голоса большинства избирателей фактически не учитываются. Учитываются только те голоса, которые отданы за кандидата, взявшего первое место. Такая ситуация, конечно, для «Единой России» удобна. В «Единой России» очень много чиновников и бизнесменов, которые имеют какую-то известность. Голосование по одномандатным округам – это, в первую очередь, голосование за кандидатов, которые либо уже известны, либо имеют доступ к СМИ и финансовым ресурсам, позволяющим быстро себя «раскрутить», сделать эту известность, даже если ее изначально нет.

Оппозиция же, понятное дело, лишена и финансовых ресурсов, и доступа к СМИ. Власть в любой момент может закрыть этот доступ для оппозиционных кандидатов. Поэтому у оппозиции возможностей «раскрутить» своих, не известных электорату лиц намного меньше, если не сказать, что этих возможностей нет вообще.

В этой ситуации, конечно, одномандатные выборы для «Единой России» – это идеальный вариант.

- Но не приобретут ли в таких условиях депутаты-одномандатники независимость от «родной партии»?

- Единственная опасность для «Единой России» заключается только в том, что одномандатники менее контролируемы, чем списочники, и в случае совсем сильного кризиса могут себя как-то неожиданно повести. Но здесь же можно просеивать очень активно этих одномандатников. Существует масса возможностей снять с выборов, не допустить кого-то по партийной линии, исключить из партии, отодвинуть. То есть заранее очень сильно отфильтровать всех, кто может хоть как-то колебаться, и не допустить вот этих недостаточно лояльных кандидатов к выборам, в том числе и от других партий. В своей партии единороссы могут допустить к выборам только самых проверенных кандидатов, этаких «солдат партии». Если же одномандатники окажутся не совсем лояльными, или известные региональные деятели побегут в другие партии и станут выдвигаться от других партий, то им можно отказать в регистрации. Это очень легко сделать при выборах по округам, где нужен сбор подписей за кандидата.

У нас давно уже введены драконовские нормы по сбору подписей. В них должно быть не более 5 процентов брака. Во-первых, их собрать по-честному очень трудно, а во-вторых, даже если соберешь, то в подписях можно найти и 5, и 10 процентов брака – просто придираясь ко всяким мелочам.

- Как возвращение выборов по одномандатным округам будет увязано с упрощением регистрации политических партий?

- Сейчас уже зарегистрированы десятки новых партий – откровенных фальшивок. Их создают и регистрируют сотрудники администрации президента или близкие к ним люди. Вот от этих партий-фальшивок можно будет навыдвигать липовых кандидатов, которые не представляют никакой угрозы, но они будут растягивать недовольный электорат. На этом фоне можно административным путем выгнать весь подконтрольный электорат – проголосовать за единороссов.

В такой ситуации, если даже 70-80% избирателей проголосует за других кандидатов, но единоросс получит, допустим, первое место с 20%, то он – победитель и получит депутатский мандат. Голоса всех остальных избирателей, которые проголосовали за других кандидатов, не учитываются. По всем этим причинам для единороссов оказывается очень выгодна система классических выборов по одномандатным округам.

Беседовал Дмитрий Ремизов