Posted 27 февраля 2013,, 14:41

Published 27 февраля 2013,, 14:41

Modified 31 марта, 20:36

Updated 31 марта, 20:36

Битва за Хопер

27 февраля 2013, 14:41
Противостояние в Новохоперском районе, где Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) планирует добывать медно-никелевые руды, вступает в «горячую» фазу. У месторождения дежурят казаки, а промышленники выставили против них сотрудников ЧОП.

Противостояние в Новохоперском районе, где Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) планирует добывать медно-никелевые руды, вступает в «горячую» фазу. Для компании наступило время, когда она должна приступить к геолого-разведочным работам - иначе у нее отберут лицензию. Но и местные жители, понимающие, что добыча руд приведет к ущербу окружающей среде и сельскому хозяйству, отступать не собираются.

Еще в ноябре прошлого года координатор движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин в комментарии корреспонденту «Росбалта» предсказал, что в Воронежской области могут начаться столкновения между местными жителями и работниками УГМК. Переход ситуации в негативное русло, по мнению экозащитника, провоцируется позицией металлургической компании. По замечанию Рубахина, УГМК игнорирует мнение общественников, экологов и местных жителей по оценке экономических, социальных и экологических последствий добычи цветных металлов в Воронежской области.

8 февраля на место предполагаемых работ прибыла геологическая группа. Однако местные жители, руководствуясь положениями об общественном экологическом контроле, потребовали документы у геологов. Те сообщили, что представляют ООО «Воронежгеология» и прибыли для бурения скважин с целью изучения подземных вод. При этом на место уже были привезены два строительных вагончика и несколько единиц тяжелой техники. В числе документов на месте проведения работ должны быть ордера, подписанные местным руководством, а глава Покровского сельского поселения Василий Шишкин сообщил, что никаких разрешений на работы не давал.

Местные жители, в том числе казаки, предложили геологам покинуть территорию. На основании проведенного общественного контроля был составлен акт о нарушении и вызваны представители правоохранительных органов. Работа геологов была остановлена, техника и вагончики убраны с участка. На место событий приехал гендиректор «Воронежгеологии» Юрий Копейкин и принялся требовать у местных активистов не чинить препятствий его подчиненным. Не добившись результата, он уехал, но затем написал заявление в полицию о том, что его побили казаки. Причем, по утверждению Копейкина, команду бить его дал якобы Константин Рубахин.

В показаниях, как именно его били местные жители, гендиректор запутался. Вначале даже прозвучало утверждение, что казаки применили нагайки. Но кто видел нагайку – плеть с металлическим грузом на конце – тот понимает, что после удара таким оружием гендиректор не смог бы бодро давать пресс-конференции.

26 февраля на место предполагаемой разведки и добычи вновь приехали геологи, на этот раз в сопровождении сотрудников частного охранного предприятия (ЧОП). Не желая слышать голоса жителей Прихоперья и идти на проведение референдума, кто-то в руководстве металлургической компании надеется реализовать «силовой вариант». Это означает, что столкновения могут принять уже не «имитируемый», а реальный характер. Казаки против ЧОПовцев – такой битвы современная Россия еще не видела.

Местным жителям уверенности в своих силах добавляют прецеденты, когда власти, встретившись с сопротивлением населения и негативным общественным мнением, отступали от индустриальных планов. Буквально сегодня стало известно, что правительство РФ решилось на закрытие целлюлозно-бумажного комбината, построенного на Байкале. Причина – экологические риски. Самый глубокий резервуар пресной воды оказался важнее выгод от целлюлозно-бумажной промышленности. Но этого решения о закрытии не было бы, если бы не долгие протесты общественности и ученых против загрязнения Байкала.

В случае с Хопром власть тоже рискует очень многим. Дело не только в плодородных черноземных почвах, но и в настроениях «электората». Власть России строит свою «почву» на идеологии противостояния «патриотов» с «иностранными агентами». В ситуации с Хопром проталкивание властью (федеральной и региональной) планов УГМК возмущает как раз те самые слои народа, об интересах которых якобы печется Кремль. Митинги и шествия протеста казаков, представляющих местное население, под православными хоругвями, срывают с власти идеологические покровы.

Но не следует, конечно, думать, что горнодобытчики будут оперировать только «кнутом». В ход пойдут и «пряники». Один из комментаторов всей истории на одном из сайтов предположил, что для экологов промышленники найдут гранты, а казачьим атаманам подарят новые папахи. Ну, или что-то иное. В попытке расколоть экологическое движение в ход пойдет и принцип «разделяй и властвуй».

Между различными движениями, выступающими против добычи никеля, уже начались разногласия. Взаимные упреки пока сводятся к обвинениям в намерении «поддаться очарованию» промышленников. Не последнюю роль может сыграть и политизированность некоторых участников экологического движения. Сотрудничество одного из таких участников – организации «Зеленая лента» – с националистическими обществами, шествия под монархическими флагами отталкивают потенциальных союзников.

Для консолидации экологического движения его участникам стоило бы отказаться от любой политической составляющей, тем более такой, которая вызывает неприязнь у «товарищей по оружию». В противном случае общий враг передушит защитников окружающей среды поодиночке.

Если защитники Хопра это осознают – перехода ситуации в «горячую» фазу может и не произойти, а УГМК отступит после окрика власти. Если же не осознают, то дело может разрешиться не в пользу экологического движения.

Дмитрий Ремизов