Posted 22 марта 2013,, 10:44

Published 22 марта 2013,, 10:44

Modified 30 января, 14:32

Updated 30 января, 14:32

Проверяющие пришли в крупнейшие региональные организации правозащитников

22 марта 2013, 10:44

МОСКВА, 22 марта. Прокуратура и налоговые органы начали проверки в крупнейших региональных правозащитных организациях - Забайкальском правозащитном центре, Казанском правозащитном центре и чувашской организации «Щит и меч».

Как сообщили "Росбалту" в правозащитной ассоциации "Агора", руководителя чувашской правозащитной организации «Щит и меч» Алексея Глухова прокуратура Новочебоксарска просит до 25 марта представить «информацию о деятельности» с приложением копии устава. Проверяющих интересуют источники финансирования: из каких организаций, от каких физических лиц, на какие цели выделялись средства, а также общая сумма денежных поступлений за 2010-2012 годы. Кроме того, прокуроры спрашивают, имеется ли у организации символика и атрибутика с требованием приложить копии.

Директора Забайкальского правозащитного центра Виталия Черкасова сегодня вызвали в налоговую инспекцию, а прокуратура одновременно решила проверить организацию на экстремизм. Пока руководитель организации посещал налоговую, в офис пришел представитель управляющей компании, который потребовал встречи с Черкасовым, чтобы выяснить сколько квадратных метров у него в кабинете.

В налоговой Виталия Черкасова встретила комиссия из трех человек, которая собиралась в подготовленный бланк протокола вносить ответы правозащитника на поставленные вопросы. Черкасов уточнил, каковы основания для действий налоговиков. Ему сначала сказали, что проводится камеральная проверка по факту поступления в 2011-2012 годах средств от ассоциации "Агора". Тогда правозащитник попросил оформить официальный документ, который в налоговой пообещали подготовить к понедельнику.

По возвращении в офис Виталия Черкасова ожидало требование прокуратуры Ингодинского района Читы на основании задания прокуратуры Забайкальского края. Последняя проводит «проверку исполнения законодательства о противодействии экстремизму общественными … организациями». У Черкасова требуют не позднее 28 марта предоставить копию устава Забайкальского правозащитного центра, сведения об учредителях, членах, участниках организации, имеются ли среди них иностранные граждане и лица без гражданства. Прокуроров также интересует символика, эмблема организации, зарегистрированы ли они в Минюсте. Они просят предоставить оттиски печати и чистый фирменный бланк.

Прокуратура требует Забайкальский правозащитный центр представить сведения о публичной деятельности за 2011-2012 годы, первый квартала 2013 года и «краткий анализ публичной активности за указанный период». Их также интересуют источники поступления денежных средств (имеются ли поступления из зарубежных источников), для каких целей и общая сумма.

Прокуроры спрашивают, представляет ли организация в Минюст формы отчетности, имелись ли случаи задержки, непредставления отчетов, неполноты отраженных сведений с 2011 года. Отдельным вопросом стоит, принимала ли организация в этот же период участие в политической деятельности: «Укажите, какое именно», - сказано в документе.

В Казанский правозащитный центр прокуратура Вахитовского района города пообещала в ближайшее время прислать факс со списком вопросов, которые интересуют в рамках проверки.

"Мы будем реагировать на эти действия прокуратуры законными способами, а именно обращаться в суды, - заявил правовой аналитик ассоциации "Агора", адвокат Рамиль Ахметгалиев. - Мы считаем, что эти проверки незаконны, не соответствуют Конституции".

Он напомнил, что еще в 2000 году Конституционный суд РФ обращал внимание, что процедура прокурорских проверок нерегламентирована. "Прошло 13 лет: ничего не изменилось. Осенью прошлого года и Зорькин, и Медведев обратили внимание, что решения КС не исполняются. Закон не предусматривает ни предмета, ни оснований, ни сроков проверки, ни права и обязанности проверяемых лиц. Кроме того, закон «О прокуратуре» прямо запрещает дублировать полномочия других контролирующих органов, а также проводить проверки при отсутствии информации о нарушениях. То есть прокуратура может прийти с проверкой, если кто-то написал жалобу с конкретными фактами. В рамках рассмотрения этой жалобы может быть проверка. А так называемые плановые прокурорские проверки, в отличие от Минюста, проводиться не могут", - подчеркнул Ахметгалиев.