Posted 4 декабря 2013,, 11:45

Published 4 декабря 2013,, 11:45

Modified 31 марта, 16:03

Updated 31 марта, 16:03

Атомные могильники вместо больниц

4 декабря 2013, 11:45
Главы ЗАТО бьют тревогу: сокращение бюджетных расходов на здравоохранение грозит «атомным» городам катастрофой. «Важно донести эту информацию до вышестоящих инстанций", - заявил президент Ассоциации ЗАТО атомной промышленности Алексей Голубев.

Главы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) бьют тревогу: сокращение бюджетных расходов на здравоохранение грозит «атомным» городам катастрофой. «Важно донести эту информацию до вышестоящих инстанций, поскольку сложная ситуация складывается во всех десяти российских ЗАТО», - заявил президент Ассоциации ЗАТО атомной промышленности Алексей Голубев. На днях соответствующее обращение от Ассоциации было направлено в правительство, Минздрав, Федеральное медико-биологическое агентство и ГК «Росатом».

К сожалению, уже сегодня понятно, что не каждый крик о помощи из ЗАТО будет услышан. Речь в первую очередь идет о городе Озерске Челябинской области. Власти этого региона в связи с огромным дефицитом бюджета и крайне неустойчивым экономическим положением области резко сокращают бюджетное финансирование здравоохранения и закрывают еще оставшиеся в «атомных» городах и прилегающих к ним населенных пунктах больницы. При этом не так давно стало известно, что все в том же Озерске, в котором расположен ФГУП «ПО Маяк», будут оборудованы новые атомные могильники. Как ранее сообщалось в СМИ, вопрос об этом губернатором области Михаилом Юревичем уже фактически решен.

В регионе подобные действия губернатора многими расцениваются как откровенное вредительство. Ведь еще весной этого года челябинские власти объявили о закрытии единственной больницы, в которой оказывалась помощь людям с лучевой болезнью. Людям, которые уже пострадали от деятельности завода по переработке отработавшего ядерного топлива ПО «Маяк». Того самого, в котором Михаил Юревич намеревается оборудовать новые могильники.

Заметим, что с момента своего открытия еще в 1949 году «Маяк» изначально не был благополучным предприятием: в первый же год работы на нем произошла серьезная авария и утечка радиации. С тех пор все люди, живущие вокруг злополучного предприятия, непрерывно получают повышенные дозы облучения. Больница, которая оказалась «лишней» для бюджета области, обслуживала четыре населенных пункта – Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча и Нижнепетропавловкое. Все они расположены в прибрежном районе реки Теча, в которую «Маяк» вот уже более 60 (!) лет непрерывно сбрасывает радиоактивные отходы.

Помешать, хотя бы временно, закрытию больницы удалось только после того, как жители обратились в Минздрав. «Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова направила письмо губернатору Челябинской области М.В. Юревичу о необходимости во избежание снижения доступности медицинской помощи сохранить Бродокалмакскую участковую больницу или найти иное приемлемое решение вместе с населением, проживающим на обслуживаемой больницей территории», - говорилось в официальном сообщении ведомства.

Впрочем, для местных властей и лично Михаила Юревича «приемлемое решение» – это вовсе не развитие здравоохранения или улучшение экологической ситуации в регионе, а борьба с … радиофобией, с которой, как отмечает губернатор в своем блоге в ЖЖ, «пора заканчивать». «Это не актуально. «Маяк» за годы наработал такие технологии, которые вселяют полную уверенность. К тому же, его деятельность способствует устранению последствий прежних ошибок», - отмечает Юревич.

Судя по всему, под наработанными технологиями следует понимать полмиллиона кубометров сточных вод спецканализации «Маяка», ежегодно продолжающих поступать в речку Теча. И это только малая толика всех тех выбросов, которые непрерывно продолжаются с этого опасного предприятия.

И пока Михаил Юревич призывает бороться с более «не актуальной радиофобией», закрывая последние оставшиеся в регионе больницы, жители Челябинской области умирают от рака. Известно, что именно количество онкологических заболеваний является той самой лакмусовой бумажкой, по которой можно в том числе оценивать последствия радиационного заражения местности. Так вот, даже по данным официальной статистики, онкологические заболевания входят в первую тройку всех болезней, от которых умирают в Челябинской области. Причем, в последние три года (аккурат с момента прихода к власти Юревича) и без того тяжелое положение продолжает ухудшаться. Так, по данным Министерства по радиационной и экологической безопасности региона, если в 2010 году заболеваемость раком пищевода составляла 4,8 на 100 тысяч человек, то в 2011 году этот показатель увеличился до 5,1. Рак желудка с 29 в 2010 году вырос до 29,3, рак предстательной железы – с 21,1 до 25,1. Как констатируют сами врачи, Челябинская область является лидером по количеству заболеваний щитовидной железы. Не секрет, что именно щитовидка в первую очередь реагируют на повышенный радиационный фон.

Результатом всего этого уже стало сокращение численности населения области. Так, если в 2005 году численность женщин составляла 1,9 млн, но в 2011 – уже 1,8 млн. Можно предположить, что после оборудования дополнительных могильников на «Маяке» показатели смертности и заболеваний раком в области явно не снизятся, скорее - наоборот.

На этом фоне довольно циничными выглядят заявления представителей челябинской власти о необходимости заботиться об экологии, сделанные на недавно открывшемся IV Всероссийском съезде по охране окружающей среды. На этом мероприятии член Совета Федерации от Челябинской области Константин Цыбко, возглавляющий делегацию всего Южного Урала, очень долго и подробно рассказывал о необходимости модернизации промышленных предприятий и повышении качества жизни населения. Призывал к принятию нового закона о нормировании в сфере охраны окружающей среды.

Сенатора, похоже, не особенно смущает тот факт, что улучшать качество жизни населения в области планируется с помощью закрытия больниц и создания новых атомных могильников. Впрочем, тем чиновникам, кто не особенно засиживается в области, действительно не о чем беспокоиться. А атомный могильник и зараженные воды реки Теча – это просто буквы на подписываемых ими документах. При таком положении вещей, и правда, можно позволить себе не страдать радиофобией.