Posted 13 января 2014,, 15:00

Published 13 января 2014,, 15:00

Modified 31 марта, 15:32

Updated 31 марта, 15:32

Урок толерантности по-пермски

13 января 2014, 15:00
В Перми едва не случились массовые беспорядки с участием сотен молодых людей. При этом горожане пошли драться по призыву в соцсетях, даже не попытавшись выяснить степень достоверности вброшенной информации.

В Перми едва не случились массовые беспорядки с участием сотни молодых людей. Это дало повод заговорить о «пермском Бирюлево». Во всей истории обращает на себя внимание тот факт, что горожане пошли драться по призыву, распространенному в социальных сетях, даже не собираясь выяснять степень достоверности вброшенной информации.

Все началось с того, что в соцсети «ВКонтакте» пользователь Максим Фирстов распространил сообщение, пестрящее орфографическими ошибками, о том, что некие «два чурбана» забили до смерти жителя Перми, который заступился за девушку. Называлось «место происшествия»: известное кафе «Немо», переименованное в «Глобус». При этом не назывались имена участников происшествия, а просто звучал призыв: «разнести эту богадельню» в воскресенье 12 января в 19:00. Сама же страница Максима Фирстова очень была похожа на «фейк», а не на блог реального человека.

В назначенное время к указанному месту в районе Центрального рынка начала подтягиваться пермская молодежь. К этому времени в районе дежурили и многочисленные силы полиции, которые принялись задерживать всех пришедших.

По утверждению пермского главка МВД, в отделы полиции в итоге были доставлены 104 человека. Некоторые очевидцы утверждали, что на самом деле задержанных было больше. Многие были несовершеннолетними, и из полиции их забирали родители. Согласно полицейским сообщениям, одного инцидента им предотвратить все же не удалось: какие-то молодчики побили двоих выходцев из Средней Азии, которых пришлось госпитализировать с травмами.

На следующий день «Максим Фирстов» удалил свою страницу из соцсети с распространившимся в Интернете «стебным» комментарием: «Тайное мировое правительство, иллюминаты и сионисты охотятся за моими личными данными. Я ухожу в подполье».

В самом факте массового сбора молодежи на драку с «чужаками» нет ничего аномального и сенсационного. Клич «Наших бьют!» всегда играл роль мобилизующего и в XIX, и в XX веке. В прошлые столетия молодежь выходила на кулачные бои «улица на улицу», «село на село». В регионах, пестрых по этнографическому составу, в такие драки добавлялся этнический компонент: друг против друга – ватага на ватагу – дрались казаки и иногородние, православные и молокане.

Однако в настоящее время «мобилизация молодежи» происходит не для простой драки, где можно показать «молодецкую удаль». По всей стране катятся волнения, причиной для которых становятся убийства местных жителей приезжими, чаще всего – с Кавказа.

Если славяне на равнинах всегда считали обыденным делом драку на кулаках, то, с другой стороны, в состав национальных костюмов горцев издавна входит кинжал. В итоге современной миграции кавказцев в Центральную Россию, на Урал и в Сибирь происходит «встреча культур», которая иногда заканчивается столкновениями. Драки на кулаках перерастают в поножовщину, в том числе с человеческими жертвами.

«Просто так, если в обществе все нормально, сотни человек не станут собираться чего-то громить. Значит, проблема есть, и надо бороться с ней, а не с реакцией людей», – философски заметил в соцсетях один из участников обсуждения пермского события.

«Спецификой» современных конфликтов также становится легкость, с которой молодежь поднимается на «защиту своих», даже не пытаясь выяснить, что было и было ли на самом деле. Отчасти, это реакция на националистическую спайку тех же кавказцев, которые поддерживают друг друга. В ответ и жители Центральной России в конфликте с приезжими начинают защищать своих, местных, не обращая внимания на причины произошедшего. Характерно, что «зачинатель конфликта» писал в «соцсетях» об абстрактных «чурбанах», «чурках», даже не раскрывая этнической принадлежности мифических преступников. В ответ горячая молодежь готова была разгромить любой объект, на который ей укажут, и побила среднеазиатов, которые попались под руку.

Но самая большая опасность в перспективе от таких «движух», какими бы "благородными" идеями мести они не руководствовались, это вероятность их использования нечистоплотными политиками. В соцсетях уже высказываются версии, что призыв к погромам могли запустить в Интернет конкуренты торговых точек, расположенных в указанном районе. Другие наблюдатели не исключают провокации силовиков.

«Людей (большей частью это были школьники) просто спровоцировали по вымышленному поводу. Грамотно использовали существующую в обществе напряженность межнациональных отношений. Кто спровоцировал – сами националисты или правоохранительные органы – это вопрос открытый. Судя по итогам, склоняюсь ко второму варианту. Вообще то, что сотню человек так просто вывести на улицы для погромов, вызывает большое беспокойство, ведь собравшиеся не стали разбираться в ситуации о якобы имевшем место убийстве русского. Они вообще, по-видимому, не особо думали о чем-то. Просто нужно было выплеснуть свою ненависть», – констатировал активист пермского коммунистического движения Дмитрий Винокуров.

По предположению оппозиционера, теперь полицейские могут отчитаться об успехах перед начальством, об оперативном пресечении массовых беспорядков.

«Людьми слишком легко манипулировать. И это используется для отведения внимания от более важных проблем», – подчеркнул Дмитрий Винокуров.

Не спешат и следственные органы с расследованием произошедшего и поиском провокаторов, тем самым добавляя подозрений, что вся история могла быть своеобразными «полицейскими учениями» ради успешной отчетности.

Кто бы ни был инициатором истории, он показал, что «национальный фактор» можно легко использовать для дестабилизации ситуации в нужный момент.


Дмитрий Ремизов