Крым обновляемый

Крым вошел в состав Российской Федерации. Более чем два десятилетия отдельного развития этого региона теперь требуют унификации политической, правовой и социально-экономической системы республики с российской системой.


© Фото Евгения Зубарева

Крым вошел в состав Российской Федерации. Более чем два десятилетия отдельного развития этого региона теперь требуют унификации политической, правовой и социально-экономической системы республики с российской системой.

Первый вопрос, который обсуждают правоведы и законодатели – конституция нового региона в составе России. В особых условиях Крым вправе получить широкие права. Многие регионы, национальные республики в составе Российской Федерации, имеют довольно широкий спектр прав, выгодно отличающих их от «обычных» областей. Но самый главный вопрос – это характер устройства самой региональной власти.

В России сложились «президентские республики» и «губернаторские области». Власть концентрируется в руках первого лица в регионе, и он отвечает за результаты развития региона перед президентом РФ. В Крыму же сложилась парламентская республика: депутаты парламента, представляющие различные социальные и этнические группы, ведут политику сохранения баланса их интересов.

Некоторые эксперты полагают, что не следует ожидать ломки крымской системы в угоду сложившейся общероссийской практике. Несмотря на унификацию законодательства Крыма к законодательству России, возможны варианты существования «параллельных» правовых систем. Как заявил корреспонденту «Росбалта» ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Эдуард Попов, это не исключает возможности сохранения модели парламентской республики Крыма уже в составе Российской Федерации.

«В пользу этой версии говорит создание Крымского федерального округа, в который входят всего два субъекта: Республика Крым и город Севастополь. Крыму уже сейчас даются не просто широкие, но эксклюзивные права. И это права не только в отношении финансовой, экономической политики: налоговые каникулы и т.п. Крыму даются и широкие полномочия, и особые преференции. Крым и Севастополь находятся на особом статусе», - объяснил эксперт.

Представлять интересы Крымского федерального округа в Госдуме до новых выборов будут нынешние российские депутаты. Каждая фракция назначит из числа своих рядов «ответственных» за защиту интересов крымских сограждан. При этом парламенты Крыма и Севастополя уже получили право законодательной инициативы, то есть возможность вносить на рассмотрение Госдумы свои законопроекты. На будущих выборах в Госдуму избирательные округа будут нарезаны так, чтобы Крым смог делегировать на Охотный ряд своих депутатов.

Отдельной головной болью в Крыму в последние десятилетия являются требования преференций националистическими лидерами крымско-татарской общины. Многие из них открыто высказывали свою конечную цель: превращение Крыма в собственное национальное государство. Попыткой «набить себе цену» стал и Курултай крымско-татарского народа, который собрался на внеочередную сессию в Бахчисарае и принял постановление о создании национально-территориальной автономии. В то же время его участники решили пока не проводить референдум по самоопределению.

Наблюдатели указывают, что лидерам крымских татар, в том числе и самым видным националистам, придется умерять свой радикализм в условиях вхождения Крыма в состав России. Только в случае договороспособности с российской властью они получат возможность сохранить влияние. Крайних радикалов ждет превращение в маргиналов, которых можно встретить в российских регионах – и на Северном Кавказе, и в Поволжье – но при этом не имеющих никакого авторитета ни среди населения, ни во властных кабинетах. Функционеры исламистской партии «Хизб-ут-Тахрир» и вовсе покинули Крым, в связи с тем, что эта организация запрещена в России.

Российским законодательством формально не разрешены национальные квоты в органах власти, однако по факту такие квоты существуют в некоторых северокавказских республиках: определенные посты и депутатские кресла неофициально закреплены за представителями конкретных этнических групп. Очевидно, что в крымских органах власти получат свою квоту и крымские татары. Открытым остается вопрос о «процентовке» этой неформальной квоты.

Численность татар на полуострове – около 12%. Политические демарши крымско-татарских лидеров, попытки обратить внимание на себя, явно направлены на то, чтобы добиться большего представительства в органах власти.

Особенностью современного Крыма является одновременное обращение двух денежных систем – украинской гривны и российского рубля. Случай не уникальный – подобное «параллельное хождение» грузинских и российских денег можно было наблюдать в Абхазии и Южной Осетии. Но в связи с вхождением Крыма в состав России этот период на полуострове явно не затянется.

Российские власти объявили о намерении постепенно поднять уровни пенсий и зарплат бюджетников в Крыму до среднего российского уровня. Растущие «добавки» к пенсии будут производиться до перерасчета пенсий в соответствии с российским законодательством. Зарплаты работников бюджетной сферы будут повышены до среднероссийского уровня уже в течение мая-июля 2014 года. В то же время социальные выплаты, которые присутствовали в украинской практике, но которых нет в России, не будут отменены одномоментно. Если эта схема будет выдержана, то население Крыма не получит поводов для социального недовольства.

Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что жителей Крыма и Севастополя не призовут в российскую армию в 2014 году. С 2015 года крымчане будут служить на территории полуострова, а с 2017-го – их, как и всех россиян, будут направлять служить в воинские части в другие регионы России.

Отслеживать и корректировать политику России на полуострове будет специальное федеральное министерство по делам Крыма. Это ведомство напоминает собою аналогичное министерство по Дальнему Востоку.

По мнению севастопольского блогера Бориса Рожина, процесс перехода Крыма в состав Российской Федерации тормозится бюрократизмом крымских чиновников. Сотрудники администраций озабочены тем, чтобы сохранить свое положение в новых условиях, считает общественник.

Блогер подчеркнул, что открытого саботажа нет, так как сторонников украинской власти практически не осталось. «Чиновники сейчас больше озабочены сохранением своих мест и собственности, которая принадлежит им, в том числе, и незаконно. Они сейчас больше занимаются не осуществлением перехода в соответствии с распоряжением российских властей по формированию новых органов власти, а заняты проведением кулуарных договоренностей, которые им позволят закрепиться на старых должностях и сохранить имущество. Ведь сейчас идет процесс национализации украинской собственности по Крыму. А у некоторых чиновников имеется незаконно приватизированная госсобственность. И это очень многих беспокоит, поэтому они больше озабочены такими вещами, нежели организацией перехода Крыма в состав России», - уточнил Борис Рожин.

По информации блогера, такое поведение чиновников вызывает недовольство и уже слышны голоса сограждан, выступающих против старых чиновников. Также звучат призывы как можно скорее провести новые выборы депутатов в законодательные собрания, чтобы легитимизировать. По его словам, и чиновники, и депутаты такие предложения встречают без энтузиазма.

Раздача российских паспортов вкупе с ограниченными возможностями паспортных столов привела к большим очередям. Есть и другие неурядицы, но, по словам местных жителей, все эти проблемы пока меркнут по сравнению с теми пугающими процессами, которые идут на Украине.

Дмитрий Ремизов