Posted 1 августа 2014,, 14:00

Published 1 августа 2014,, 14:00

Modified 31 марта, 12:18

Updated 31 марта, 12:18

«Власти и ГИБДД не хотят работать»

1 августа 2014, 14:00
Калининградские автомобилисты активно отстаивают свои права и требуют решения наболевших проблем. О том, с какими трудностями им приходится сталкиваться, рассказал юрист «Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Петр Губенко.

У калининградских автомобилистов складываются непростые отношения с представителями исполнительной власти и дорожной полиции. Месяц назад со своими требованиями они даже вышли на митинг. О проблемах, с которыми сталкиваются в регионе автовладельцы, «Росбалту» рассказал юрист Калининградской региональной общественной организации «Общество защиты прав автомобилистов «ОСА» Петр Губенко.

— Каково состояние проблемы, связанной с запретом на замену старых кузовов? Есть ли положительная для автовладельцев динамика?

— Динамика положительная есть. Она заключается в том, что властные структуры занимают нашу сторону. Областная дума на нашей стороне — направила письмо министру внутренних дел. Областное правительство — на нашей стороне, тоже письмо направлено. Общественная палата также заинтересовалась нашей проблемой. Когда на совете палаты выяснилось, что местное УГИБДД ничего не решает, поскольку это компетенция Главного управления ГИБДД, было решено перенаправить обсуждение этого вопроса в Общественную палату РФ. Сейчас мы ждем ответов от Министерства внутренних дел.

Соответственно, предпринимаются дополнительные меры. Пишем жалобы, обращаемся в суды. Скоро ряд граждан будут обращаться в Верховный, в Конституционный суд. Судебная практика в разных регионах различна: где-то суды занимают сторону автомобилистов, где-то — ГИБДД. Как юрист я считаю, что правильны те решения, которые выносятся в пользу автомобилистов. Там все обоснованно, буква к букве, там все написано по закону. А там, где пытаются по каким-то причинам обосновать правильность позиции ГИБДД, всегда возникают какие-то закавыки, на которые судьи не дают окончательных ответов.

— Какие решения преобладают в Калининградской области?

— В основном решения под разными предлогами выносятся в пользу ГИБДД, хотя поначалу выносились в пользу автомобилистов. Но потом какое-то совещание в областном суде, по всей видимости, случилось, и сейчас они придерживаются такой позиции. Но еще не факт, что эта позиция не изменится. У нас нет прецедентного права, и по одному делу судья так выносит решение, а по другому уже иначе.

В чем наша задача? Единицы, максимум десятки граждан обращаются в суды, а страдают сотни и тысячи, и они в суды еще не обращались. И поэтому должен быть другой механизм решения их проблем. Исполнительная власть должна правильно вести свою деятельность, ГИБДД должно правильно реагировать на заявления граждан о замене кузова.

В одном из последних решений областного суда усматривается такая двойственность. Они по каким-то причинам считают, что кузовы, которые ввезены до 2012 года, или которые сняты с автомобилей, на тот момент уже зарегистрированных в Калининградской области и в России, использовать для замены можно. А кузовы, которые ввезены после 2012 года, почему-то использовать нельзя. При этом какого-либо обоснования такой позиции не дается. На мой взгляд, это явное нарушение конституционных прав граждан, дискриминация, потому что никакой разницы между кузовами, ввезенными в разное время, нет. У всех одни и те же технические характеристики, у всех есть ВИН номера. Получилась такая судебная химера, и наша задача сейчас с ней бороться.

—Какова на данный момент потребность в парковочных местах в центре Калининграда? За счет каких территорий городские власти могли бы организовывать бесплатные парковки?

— Потребность существенная, необходимо много мест. Это связано с тем, что ведется неграмотная дорожная политика, неправильно располагаются дорожные знаки. У нас везде понатыканы знаки «остановка запрещена», «стоянка запрещена», а по ГОСТу они устанавливаются только в тех местах, где это необходимо. То есть прежде чем установить такой знак, надо провести какое-то исследование, которое, допустим, установит: здесь слишком плотный поток автомобилей, и по правилам дорожного движения недопустимо, чтобы граждане парковались у края проезжей части. Но таких исследований никто не проводил. И мы — простые автомобилисты — зачастую видим, что знак стоит не на своем месте.

Например, там, где улица Кирова примыкает к Советскому проспекту, где Дом офицеров. Там въезд на этот участок дороги — две узенькие полосы, и выезд — две узенькие полосы, а вдоль Дома офицеров идет широкая дорога, можно насчитать 3-4 полосы. Что мешает с одной из сторон сделать парковку для граждан, почему они вынуждены парковаться за километр? Или в торговом центре, где необоснованно завышен парковочный тариф.

Кстати, насчет этих тарифов. 50 рублей в час, это 1200 рублей в сутки, или 36 тысяч рублей в месяц. Это ничем не обоснованный тариф, который должна проверить антимонопольная служба, с одной стороны. А с другой стороны, торговые центры — они же для потребителей, и потребитель, который приезжает за хлебом за 20 рублей, вынужден платить за парковку 50 рублей. Я усматриваю здесь навязывание дополнительных услуг за плату, это нарушение прав потребителей. Этим явлениям еще предстоит дать оценку.

Что касается знаков, правительство дало невнятный ответ о том, что аналитическую работу, как полагается, они сейчас вести не готовы и не собираются, а ждут осени. Планируется, что в этот период ученые из Санкт-Петербурга или Москвы начнут заниматься схемой расстановки этих дорожных знаков. Мне представляется, что власти просто не хотят уделять этому время и выделять деньги. Поэтому сейчас власти будут реагировать на разовые обращения граждан, но вести систематическую аналитическую работу не собираются.

— Автовладельцы выступают против эвакуаторской деятельности. Однако зачастую можно наблюдать картину, когда тротуары, особенно во дворах, заставлены автомобилями, и пешеходу просто негде пройти. Если не эвакуировать неправильно припаркованные автомобили, как призвать к порядку тех автовладельцев, которые причиняют неудобства пешеходам и жителям многоквартирных домов?

— В целом неграмотная дорожная политика властей заставляет автомобилистов парковаться как раз во дворах, в узких проездах, то есть ставить машину там, где ее не достанет эвакуатор. У нас есть много мест, где можно было бы без ущерба организовать парковку. Есть широкие тротуары, где тоже можно было бы поставить знак, что в одну линию можно парковать машины. Это раз.

Второй момент. На всех парковочных местах в центре Калининграда, где необоснованно завышена плата, либо основательно ее уменьшить, либо сделать парковки вообще бесплатными. Ведь на месте торговых центров раньше как раз были свободные площадки под парковку. Центры построили, а парковочные места не обеспечили, или обеспечили, но по необоснованно завышенным тарифам. Если в этой части навести порядок, то и из дворов автомобили будут убраны.

Что касается деятельности эвакуаторов, она должна вестись в тех масштабах, которые обеспечивали бы дисциплину со стороны граждан. Гражданин, паркующийся в неположенном месте, должен опасаться, что его могут эвакуировать. Это правильно. Но когда ведется неграмотная дорожная политика, когда парковаться негде, когда мне надо в аптеку или в магазин, а места для парковки нет даже за километр-полтора, — естественно, любой гражданин подъезжает, ставит машину, быстро бежит на пять минут в магазин, выбегает, а машины уже нет. Увезли эвакуаторы. Этот бизнес тоже связан с чьими-то интересами, кто-то на этом зарабатывает.

— Еще один актуальный вопрос — шумовые полосы, против которых выступают автовладельцы. С одной стороны, полосы негативно влияют на подвеску автомобиля. С другой, на переходах, где они установлены, снижается количество ДТП с участием пешеходов. Быть может, пользы от них больше, чем вреда?

— Мы считаем, что шумовые полосы должны быть. Но у нас они по форме не соответствуют своей сути. В Европе, в частности, в Польше, шумовые полосы создают при езде шум, похожий на жужжание, и это мобилизует бдительность водителя. Он усиливает свое внимание и снижает скорость, если, конечно, водитель добросовестный. У нас положены «бревна» на дороге, причем власть по непонятной причине боковое сечение этих полос сделала прямоугольным, хотя об этом нигде в ГОСТе не сказано. Понятно, что въезд на шумовые полосы должен быть покатым, то есть форма у них должна быть волнообразная или трапециевидная. В результате в течение полутора лет водители вынуждены дорабатывать полосы до требования госта своими колесами. Часть полос в городе уже обрела покатую форму, и никто их не меняет опять на прямоугольные. Значит, они выполняют свое предназначение. Поэтому наше предложение — доработать оставшиеся прямоугольные полосы до требований ГОСТа, убрать у них острые углы. Подобная доработка не потребовала бы дополнительного финансирования — достаточно выделить из муниципальной организации человека и выдать ему станок. Но власти этого делать не хотят, обещая лишь учесть все эти моменты при установке следующих шумовых полос.

К сожалению, приходится каждый раз подстегивать власть, ГИБДД, чтобы они делали свою работу. Мне приходится тратить на это время, находить неправильно установленный знак, обосновывать, почему он неправильно установлен, направлять документы в инстанции, и только после этого знак исчезает. Но вести эту аналитическую работу самостоятельно почему-то они не хотят. А если бы выполняли должным образом свои обязанности, многих вопросов бы не возникало.

Беседовал Владимир Чичинов