Главные новости
В России - все новости
21 августа 2014, 16:48

СМИ: С Камчатки во Владивосток нельзя доставить рыбу законным путем

ВЛАДИВОСТОК, 21 августа. Дальневосточные рыболовные компании сталкиваются с непреодолимыми бюрократическими препятствиями при перевозке рыбы с Камчатки во Владивосток. О нелепой ситуации с "трансграничным" статусом перевозок между двумя российскими портами пишет издание "Камчатский край".

Как объясняет автор, между исключительной экономзоной России и территориальным морем России существует граница, пересечение которой регламентировано специфическими правилами, особенно строгими в отношении груза в виде рыбы.

Так, маршрут Камчатка – Владивосток служит перевалочным портом для дальневосточной рыбы, однако судно, которое перевозит рыбную продукцию по этому маршруту в режиме каботажа, проходя вдоль Курильских островов, вынуждено выходить в экономзону минимум три раза, поскольку граница проходит в 12 милях от берега, а между некоторыми островами Курильской гряды есть проливы шириной более 24 миль. Таким образом Курильские острова разделены проливами, посередине которых пролегает экономзона, и, соответственно, невозможно пройти от острова к острову, не став «нарушителем границы», объясняется в статье.

В 2013 году в закон о госгранице были внесены изменения, и теперь флот, который осуществляет плавание между российскими портами либо убывает из российских портов в территориальное море России с последующим прибытием в российские порты, вправе пересекать границу, просто уведомляя об этом пограничные органы. Однако при этом была сделана оговорка - за исключением случаев использования судов для рыболовства.

Соответственно, когда Камчатку приходит транспортное судно, чтобы забрать партию рыбной продукции и доставить ее во Владивосток, но едва рыба попадает к нему на борт, судно перестает быть каботажным и получает статус рыболовного, поскольку по закону о рыболовстве перевозка рыбы тоже считается рыболовной деятельностью.

При этом рыболовному судну граница закрыта, и оформлить "заграничное плавание", задекларировав свой груз в таможне, невозможно, поскольку декларированию подлежат только те грузы, которые следуют на территорию иностранного государства.

Для рыболовных судов на такие случаи издано постановление правительства №560, которое предусматривает выдачу разрешений на неоднократное пересечение границы в уведомительном порядке. Но оно выдается только тем судам, которые имеют разрешение на вылов рыбы. А у транспортников таких разрешений нет, потому что вылов они не ведут.

Автор отмечает, что в результате суда вынуждены идти через границу на свой риск, чем охотно пользуются пограничники, штрафуя суда за «нарушение режима госграницы». Штрафы между тем значительные: с капитана - до 50 тысяч рублей, с фирмы - до 800 тысяч рублей. Более того, пограничники могут "коллекционировать" нарушения, не отвечая на уведомления, а потом штрафовать за все нарушения сразу - на миллионы рублей, сообщается в статье.

В этом году камчатские пограничники предложили рыбакам «компромиссную» схему: транспортное судно, которое занимается перевозкой рыбной продукции, должно зайти в ближайший терминал морского порта на побережье, подать заявку на приход и отход. Тем самым оно, по мнению пограничных властей, возвращает себе каботажный статус и возможность пересекать границу. Однако это, хоть и неудобно, но касается только лосося, а для других видов рыбы правила остаются прежними.

"Парадокс в том, что если транспортное судно загрузится на Камчатке не рыбой, а, скажем, рудой, и пойдет в другой российский порт, то проблем нет. Если оно загрузится рыбой и пойдет в Китай, то проблем нет. Но если оно загрузится рыбой и пойдет во Владивосток, то все – тупик! За какие грехи, ради каких государственных интересов? Логика бессильна дать ответ. А ведь кроме морского каботажа на Дальнем Востоке нет иных способов перевозки рыбной продукции между российскими регионами. Так что, господа - товарищи правители, объявив эмбарго на иностранную рыбу и призывая дальневосточных рыбаков заместить импорт, снимите для начала эмбарго с отечественной рыбной продукции внутри собственной страны. Иначе нам останется один лишь чилийский хек", - резюмирует автор.