Posted 22 января 2015,, 16:10

Published 22 января 2015,, 16:10

Modified 31 января, 02:17

Updated 31 января, 02:17

Города, в которых не хочется жить

22 января 2015, 16:10
По итогам декабря 2014 года на фоне экономических сложностей к малообеспеченным себя отнесли 54% жителей крупных и средних городов. Эксперты в один голос заявляют, что к обнищанию городов привела деиндустриализация.

Финансовый университет при правительстве РФ опубликовал аналитический отчет об исследовании проблемы бедности в стране. Аналитика основана на социологических опросах жителей 35 крупных городов с населением свыше полумиллиона человек. У людей спрашивали, что они могут себе позволить: «денег с трудом хватает на питание», «хватает на еду и предметы первой необходимости», «можем купить холодильник, стиральную машину», «можем купить автомобиль» или «хватает на все, даже на недвижимость».

За скобками исследования оказались малые города и сельская глубинка. По итогам декабря 2014 года на фоне экономических сложностей к малообеспеченным себя отнесли 54% жителей крупных и средних городов. Доля населения, считающего свой уровень жизни неприемлемо низким, составила 11%. В лидерах по числу бедняков оказались города Нижнего Поволжья: Тольятти, Астрахань, Пенза, Волгоград, Саратов.

Особое внимание эксперты обратили на возрастное распределение представителей малообеспеченных слоев. Они напомнили, что основной «рабочей силой» социальных протестов в мире являются не столько низкодоходные группы как таковые, сколько бедная, безработная молодежь. «Тому имеется немало примеров: малообеспеченные юноши, потерявшие перспективы повышения качества жизни, приняли самое активное участие и в Арабской весне, и в событиях на площади Независимости в Киеве зимой 2013-2014 годов», – констатировали исследователи.

Доля безработных среди молодежи сегодня в России ненамного выше среднероссийского уровня. В среднем только 4% россиян в возрасте от 18 до 30 лет относятся к числу критически бедных, а больше всего неимущих – среди пожилых людей. «Перекос глубокой бедности в сторону пожилого населения служит определенной гарантией социальной стабильности российского общества», – заявили исследователи.

Преподаватель Высшей школы экономики, финансовый аналитик Елена Чиркова считает, что точка зрения, озвученная в докладе, вполне логична: "Если не передергивать, то они говорят следующее: при прочих равных, уровень социальной стабильности выше, когда бедные в основном пенсионеры, а не молодежь (потому что молодежь более пассионарна, и сил у нее больше). Никаких оценочных суждений в тексте нет. Если рассматривать это как констатацию факта, то они правы. Есть страны, в которых все наоборот. Греция, например, где пенсии платятся, безработица среди молодежи превышает 50%, а пособия по безработице, если ты нигде не работал, не полагается. Такая ситуация более взрывоопасна".

Жители городов-аутсайдеров, комментируя результаты исследования, все как один назвали причину своих бед: деиндустриализация. Свертывание промышленного производства и попытки заменить его малым бизнесом или сферой услуг привели к обнищанию. В этих городах высок уровень бедности не только пожилых людей, но и молодежи. «Сегодня риск социальных волнений выше всего в Тольятти», – признали социологи Финансового университета при правительстве РФ.

Выход города Тольятти в лидеры по уровню бедности стал результатом кадровой политики «АвтоВАЗа» и отсутствия мер социальной поддержки граждан со стороны государства, считает председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев. «Тольятти – это большой по численности населения город, но он является моногородом, который зависит от одного завода – «АвтоВАЗа». А в 2014 году президент «АвтоВАЗа» Бу Андерсон произвел массовые увольнения работников. С завода были уволены 13 тысяч человек. Эти работники не могут найти работу в Тольятти, не имеют возможности перемещаться в поисках работы. А тех мер, которые предпринимались ранее ввиду прогнозируемых сокращений, явно недостаточно, чтобы обеспечить работой уволенных работников», – рассказал Петр Золотарев.

Сокращение сферы промышленности привело к росту безработицы и снижению зарплат и в Астрахани, считает секретарь обкома КПРФ, вице-спикер молодежного парламента области Халит Аитов. «В Астраханской области в советское время было 96 предприятий, на каждом из которых трудилось более тысячи людей. Сегодня таких предприятий осталось только 11. Число работающих на них невелико, и зарплаты людей, которые работают, например, на предприятии «Газпрома», и среднестатистического астраханца – сильно разнятся. Самой большой проблемой стала безработица. Развивается исключительно торгово-спекулятивная сфера, торговые центры растут, а новые производственные предприятия не открываются, а наоборот, закрываются. Так, на днях остановился завод по выпуску молочной продукции», – рассказал Халит Аитов.

Отсутствие рабочих мест консервирует ситуацию крайней бедности. «У пенсионеров есть хоть маленькая, но постоянная пенсия. А вот трудоустройство молодежи – проблема сложнейшая, так как предприятия закрылись, работать негде, и идти туда, где низкие зарплаты и неудовлетворительные условия труда, ни у кого, конечно же, нет желания. В итоге мы имеем много безработной молодежи», – констатировал Халит Аитов.

Доходы населения в Астраханской области ниже, чем в среднем по стране, считает и руководитель фракции «Справедливой России» в областной Думе, член совета Конфедерации труда России Олег Шеин. «Из 605 тыс. людей работоспособного возраста официально работу в Астраханской области имеют около 205 тыс. человек. То есть две трети людей работают неофициально либо относятся к категории безработных. Это обусловливает также высокую миграцию за пределы региона. По официальным данным, порядка 30 тыс. человек ежегодно покидает Астраханскую область, пытаясь найти возможность зарабатывать деньги за ее пределами», – рассказал Олег Шеин.

Политик сказал, что в целом он согласен с мнением социологов, которые говорят, что бедных среди пожилых людей больше, чем среди молодежи. «Понятно, что люди молодого возраста, подчас даже не работая официально, тем не менее, ищут какие-то средства к существованию. Применительно к городам доходы молодых людей очевидно выше пенсионеров, но я бы еще сказал, что сам размер пенсий сейчас в реальном исчислении сильно упал из-за роста цен на товары первой необходимости. Цены на продукты питания в прошлом году реально увеличились на 40%», – констатировал Олег Шеин.

Пенза оказалась в числе самых бедных городов страны тоже в результате деиндустриализации, считает председатель регионального отделения Российского гуманистического общества Павел Барабанщиков. «В советские времена и еще в 90-х годах Пенза была промышленным и научным центром. В городе было много оборонных предприятий и НИИ, и жители работали, в основном, на этих предприятиях. По прошествии же 2000-х годов, сейчас эти предприятия можно пересчитать по пальцам. Город стал депрессивным, рабочие места остались только в сфере услуг», – рассказал Павел Барабанщиков.

По словам общественника, люди трудоспособного возраста стремятся выживать в значительной степени за счет трудовой миграции за пределы региона. «Пенсионерам доходов хватает только на оплату коммуналки и на еду. А многие молодые люди, среди которых высок уровень безработицы, ездят на заработки в Москву», – уточнил Павел Барабанщиков.

Свертывание промышленной сферы Волгограда сделало его аутсайдером по социально-экономическому развитию. Как заявил корреспонденту «Росбалта» депутат Госдумы, фракции КПРФ Николай Паршин, вина за это лежит как на федеральной, так и на региональной исполнительной власти. «К «почетному» 4-му месту среди городов-бедняков Волгоград неуклонно шел последние 20 лет, особенно это движение ускорилось за последние пять лет. Волгоград из промышленного и научного центра России превратился в захолустье. Оптимизма не прибавляет и то, что не работает сегодня тракторный завод, алюминиевый завод закрылся в прошлом году, а «Химпром» закрывается уже в этом году и люди выброшены на улицу. В этом вина, в первую очередь, федеральной власти, но и также местной исполнительной власти: в результате чехарды руководителей за последние пять лет сменились четыре губернатора», – рассказал Николай Паршин.

По мнению депутата, вернуть былую славу Волгограду можно только поменяв отношение к индустрии. «Сейчас модно говорить об импортозамещении, но понятно, что если нынешнее правительство России не поменять, то ситуацию не поправишь», – заявил Николай Паршин.

Чиновники самых «отличившихся» городов сейчас пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, обвинить социологов в предвзятости. И действительно – куда теперь приткнуть название диплома, полученного Пензой в каком-то конкурсе: «Город, в котором хочется жить»?.. Итоги социологического исследования обрушили местные региональные мифы.

Дмитрий Ремизов