Оператор электричек готов сменить прописку

Из-за отсутствия взаимопонимания между «Московско-Тверской пригородной пассажирской компанией» и местным властями Тверская область может остаться без одного из крупных налогоплательщиков.

Тверская область уже в ближайшее время может остаться не только без пригородного железнодорожного сообщения, но и без одного из крупных налогоплательщиков региона. Причина — отсутствие взаимопонимания между оператором электричек «Московско-Тверской пригородной пассажирской компанией» (МТППК) и местным властями, которые задолжали железнодорожникам немалые суммы, но расплачиваться по счетам не спешат. В настоящее время поезда МТППК продолжают ездить в убыточном режиме, но при этом компания рассматривает варианты переезда в другие субъекты РФ.

Источник в компании сообщил, что вопрос о переезде МТППК (которая обслуживает 4 области, но зарегистрирована в Твери на ул. Коминтерна, 18) сейчас действительно рассматривается ее руководством. Новым пристанищем могут стать либо другие регионы, где пригородная компания осуществляет свою работу (помимо Тверской области, это еще Москва, Московская и Псковская области), либо регионы с льготным налогообложением (например, Екатеринбург). Это позволит компании сократить часть своих расходов. 

Тверские власти сетуют, что на пригородные электрички в бюджете банально не хватает средств. Однако железнодорожникам подобные рассуждения кажутся несостоятельными: ведь только РЖД в прошлом году заплатили в бюджет области налогов почти на 800 млн рублей и еще 200 млн рублей пришли от МТППК. 

Для сравнения: в областном бюджете прошлого года на компенсацию выпадающих доходов железнодорожников было заложено всего 50 млн рублей, притом что реальные убытки МТППК составили 325 млн. В текущем году на эти цели в бюджете снова заложены те же 50 млн рублей — а это значит, что убытки и в 2015 году едва ли будут меньше прошлогодних. 

При этом миллиарда рублей совместных налогов от РЖД и МТППК хватило бы не только на покрытие всех убытков, но и на увеличение маршрутов и поездов. Однако местные власти решили иначе, реинвестировав на поддержание сети электричек лишь 5% полученных от железнодорожников денег. 

В результате складывается ситуация, когда перевозчик не только по полной программе платит налоги в региональный бюджет, но еще и вынужден работать себе в убыток в Тверской области. Областные же власти не спешат поддерживать компанию, умело пользуясь сложившейся конъюнктурой, когда отмена электричек может вызвать гнев президента. 

Напомним, что ситуация с пригородным железнодорожным сообщением дважды за последние две недели привлекала внимание Владимира Путина, который сначала потребовал разобраться в массовой отмене поездов в регионах, а затем – с непомерно высокими ценами на проезд пассажиров. 

После ставшей уже крылатой фразы президента «Вы что, с ума сошли?» все отмененные в конце прошлого – начале этого года электрички вернули, однако причины проблемы так и не были устранены. В результате в соседней с Москвой Тверской области электрички продолжают ходить буквально в кредит, и ситуация грозит снова выйти из-под контроля. 

Пригородные электрички в России — транспорт заведомо убыточный, но социально значимый. По договоренности с государством железнодорожники устанавливают цены на проезд в электричках ниже себестоимости, а разницу между реальными затратами и низким тарифом им компенсируют власти. И до тех пор, пока деньги поступали напрямую из федерального бюджета, проблем не было. 

Однако после реформы железнодорожной отрасли компенсировать часть разницы между экономически обоснованным и фактическим тарифами обязали сами регионы. Их же наделили правом определять, сколько электричек им необходимо и какой тариф является приемлемым для населения. Это привело к тому, что местные власти начали массово отказываться от электричек, будучи не в состоянии оплачивать генерируемые ими убытки. 

В случае с Тверской областью жертвами новой политики стали 40 маршрутов пригородных поездов, отмененных по инициативе области в 2015 году. После вмешательства президента все маршруты были восстановлены и стороны вернулись на исходные позиции. При этом губернатор региона Андрей Шевелев еще 4 февраля заявил, что местные власти готовы компенсировать убытки перевозчику, что было одним из условий сохранения пригородных перевозок. Однако, как сообщил агентству источник в МТППК, дальше слов дело пока не пошло. 

Очевидно, что переезд МТППК в другой регион частично решит проблемы самого перевозчика, но никак не Тверской области. При этом фундаментальные проблемы, угрожающие бесперебойному пригородному сообщению, останутся: ведь именно регион формирует количество электричек, маршруты и тариф, который он считает приемлемым для населения. Поддерживать эту сферу с уходом нескольких сотен миллионов рублей, которые платит сейчас МТППК в виде налогов, будет еще сложнее. Так что рано или поздно перед местными властями снова встанет дилемма – либо изыскать средства на пассажирские перевозки, либо отменять электрички и снова навлечь гнев уже и так разгневанного ситуацией президента России.

Сергей Петров