Posted 22 мая 2015,, 15:15

Published 22 мая 2015,, 15:15

Modified 31 марта, 07:59

Updated 31 марта, 07:59

Спасет ли ТОР Калининград?

22 мая 2015, 15:15
Правительство намерено создать в Калининградской области территорию опережающего развития. Одни эксперты уверены, что чем больше льгот, тем лучше, а другие считают, что эксклаву нужны более ясные привилегии.

Правительство РФ намерено создать в Калининградской области территорию опережающего развития (ТОР). Планируется, что самый западный регион получит те же преференции, что и Дальний Восток, вдобавок ко льготам Особой экономической зоны. Как это отзовется на развитии калининградской экономики, сегодня сказать трудно. И если одни эксперты уверены, что чем больше льгот, тем лучше, то другие более осторожны в своих оценках: нюансы создания ТОР в Калининграде пока не ясны.

Новый статус региону могут присвоить с 1 апреля 2016 года, когда резиденты действующей ОЭЗ утратят право на освобождение от уплаты вывозных пошлин. При этом действующим законом о ТОР создание таких территорий разрешено только на Дальнем Востоке и в депрессивных моногородах. Для Калининграда в Минэкономразвития решили сделать исключение. Проектом предполагается, что преференции ТОР добавятся к действующим льготам Калининградской ОЭЗ — они будут действовать одновременно.

Как именно будет работать механизм, сегодня в регионе мало кто понимает. Перспективы весьма туманны, считает депутат областной думы от партии ЛДПР Александр Ветошкин. Региону нужны налоговые преференции, но не малообъяснимая смена налоговых режимов, говорит он. "Для меня ТОР – это "темный лес", как и, наверное, для большей части жителей России, даже там, где она создана уже не первый день. Изначально идея особой экономической зоны (ОЭЗ) для Калининградской области была не самой плохой, довольно правильной. Возможно, просто стоило продлить действие этой зоны, сделать ее бессрочной, что гарантировало бы бизнесу перспективы постоянной работы", — заметил Ветошкин.

Дополнительный льготный режим на территории, где уже работает ОЭЗ, может привести к путанице, считает бизнес-омбудсмен региона Георгий Дыханов. В худшем случае в регионе параллельно появятся нескольких экономических укладов, когда «кто в лес, кто по дрова».

«Представьте, одни живут по старому закону об особой зоне. Они уже получили льготы, работают в нем и новые льготы уже не получат. Новые предприятия могут пойти по линии ТОРа, это будет совсем другой уклад, другие льготы, другие правила игры. Третий вариант, это те, кто не пользуется ни теми, ни другими льготами. Есть еще и гибридные варианты. Получается, у нас будет три, а то и четыре разных уклада экономики. К тому же еще в 16-м году в марте у нас будет действовать старый закон об особой зоне, а это еще пятый уклад. Пять разных правил игры - это уже не рыночная экономика, не равные условия», - заявил Дыханов «Росбалту».

Такую «многоукладную» экономику Дыханов сравнил с НЭПом прошлого века. Калининград вряд ли можно будет назвать конкурентоспособным регионом в экономическом смысле, отметил бизнес-омбудсмен. «В краткосрочном плане создание ТОР это здорово. Все сейчас получат льготы, преодолеют 16-й год, подготовятся к ЧМ-2018. Но в долгосрочном плане мы можем оказаться в ситуации, когда каждый живет по-своему. В этом и проблемы администрирования, это и проблемы для правительства будут», - заметил Дыханов.

Сегодня еще неясно, как именно будет вводиться новый экономический режим в регионе, отметил он. Одновременно ТОР и ОЭЗ на одной территории существовать не могут. Чтобы сделать исключение для Калининграда, придется менять законодательство. По словам Дыханова, пока он видит несколько вариантов развития событий. «Первый: ТОР будет вместо особой зоны. Второй, если изменят законодательство - этот ТОР будет вместе с особой зоной. Третий вариант, что нам этот ТОР в конечном итоге не дадут», - сказал Дыханов.

По его мнению, внимание федерального центра от Калининграда существенно отвлекает Крым. При этом приближение 2016 года, когда резиденты действующей калининградской ОЭЗ утратят право на освобождение от уплаты вывозных пошлин, заставляет «хвататься за все, что может помочь», В идеале в регионе необходимо ввести особый экономический режим, который бы полностью избавил бизнес от налоговых нагрузок, говорит Степанюк.

Вряд ли ТОР сможет решить «проблему 2016 года» и возместить убытки предпринимателям от окончания льготного режима, считает генеральный директор компании "Телебалт" Виктор Борисенко. Его компания - резидент ОЭЗ, производит бытовую технику и реализует ее в Москве.

«Самую главную льготу мы теряем в 2016 году – это таможенные пошлины и НДС. И вряд ли какие-то новые льготы могут это заменить. Но то, что регионом занялись, безусловно, очень положительный момент. Все-таки у нас регион необычный, мы внутри Евросоюза, здесь есть такие барьеры, которых нет ни у одной территории РФ. Перемещение товаров связано с определенными трудностями. И то, что нами занимаются, это, безусловно, очень хорошо. Тем более, когда 16-й ФЗ (Закон об ОЭЗ в Калининградской области – «Росбалт») заканчивает свое действие. Должно быть что-то, что хотя бы частично возместит те потери, которые будут связаны с прекращением действия закона. Потому что по-другому выживать очень сложно», - сообщил предприниматель «Росбалту».

По его прогнозам, идея создания ТОР на Ззападе России будет муссироваться до 24 сентября, то есть до заседания комиссии по социально-экономическому развитию региона под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. После этого от идеи, вероятнее всего, откажутся за ненадобностью, считает Гинзбург.

Юлия Парамонова