Posted 6 июля 2015,, 07:20

Published 6 июля 2015,, 07:20

Modified 31 января, 05:19

Updated 31 января, 05:19

Черкесы КЧР бьют тревогу

6 июля 2015, 07:20
Черкесы Карачаево-Черкесской Республики выступили единым фронтом против политики властей, которая, по их мнению, носит дискриминационный характер, сообщают СМИ.

Черкесы Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) выступили единым фронтом против политики властей, которая, по их мнению, носит дискриминационный характер.

Съезд движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент», прошедший 27 июня в Черкесске, собрал не только представителей общественности, но и руководителей администраций Хабезского и Адыге-Хабльского районов, где компактно проживают черкесы.

За последние десять лет столь представительного состава еще не было ни на одном черкесском съезде – присутствовали член Совета Федерации ФС РФ Вячеслав Дерев, глава Хабезского района Рауф Арашуков, глава Адыге-Хабльского района Солтан Карданов, руководители черкесских общественных организаций и местные старейшины.

Дискриминация черкесов

Во всех выступлениях на съезде говорилось о дискриминации черкесов в КЧР - третьего по численности после карачаевцев и русских народа республики.

Заместители глав Хабезского и Адыге-Хабльского районов заявили, что республиканские власти во главе с губернатором-карачаевцем Рашидом Темрезовым игнорируют проблемы черкесских населенных пунктов – им не выделяется средств на строительство и ремонт социальных объектов, даже тех, которые находятся в аварийном состоянии. Между тем, в других районах реализуются федеральные целевые программы, позволяющие возводить и реконструировать спортивные, образовательные учреждения.

«Хабезский район вынужден решать проблемы благодаря поддержке Благотворительного фонда имени Туркбия Арашукова. Этот источник не бездонный и эта помощь не бесконечна», - сказал замглавы муниципалитета Ренат Магомедов. Жители района, по его словам, ощущают дискриминацию со стороны республиканской власти.

Еще хуже ситуация в Адыге-Хабльском районе, где десятилетиями не ремонтируются медицинские и образовательные учреждения, не строятся детсады, несмотря на большую в них очередность.

Также в этом районе остро стоят кадровые вопросы, черкесы там практически лишены руководящих постов, заявил председатель движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» Мухамед Черкесов.

Кроме этого, по его утверждению, черкесы ущемлены в правах при формировании правительства Карачаево-Черкесии, иных органов власти и государственных учреждений.

«Ротации начинаются с черкесов и заканчиваются на них. Минсельхоз, служба судебных приставов, казначейство, бюро медико-социальной экспертизы недоступны смертным людям. Они стали пристанищем нужных и особо приближенных к «императору» людей. Зачастую процент работающих в них карачаевцев доходит до 85. За последние пять лет в систему прокуратуры еле-еле «втиснулся» один черкес», - сказал руководитель «Адыгэ Хасэ», заметив, что некоторые ведомства в КЧР превращаются в моноэтнические.

Дискриминация черкесов при решении кадровых вопросов наблюдается не только в правительстве, подчеркнул в свою очередь активист «Адыгэ Хасэ» Муса Дауров.

«В УЭБиПК МВД по КЧР из 90 сотрудников 80 – карачаевцы. Такая же арифметика и при подсчете кадров в других подразделениях министерства», – сказал он.

Отток черкесской молодежи

О том, что на работу в госучреждения берут по национально-клановому принципу, заявил и лидер молодежной организации «Адыгэ Хасэ» Тимур Жужуев. Положение черкесской молодежи в республике с каждым годом ухудшается. Она вынуждена покидать республику в связи с высоким уровнем безработицы.

По его словам, черкесы не могут заняться фермерским хозяйством, для этого нужна государственная поддержка, и ее федеральный центр республике предоставляет.

«Есть случаи, когда в течение четырех лет подряд наши молодые фермеры подавали заявки на получение субсидий строго в соответствии с законом. Но каждый раз им отказывали под необоснованными предлогами. Прямо скажем, что представителям других национальностей беспрепятственно выдавали и выдают субсидии и дотации», - сказал Жужуев.

Более того, как утверждает лидер черкесской молодежной организации, субсидии и дотации получают ежегодно одни и те же люди.

«Деловая Черкесия» об инвестиционном климате

Проблемы черкесов-бизнесменов были подняты и председателем Ассоциации «Деловая Черкесия» Али Аслановым. Ассоциация была учреждена в начале апреля этого года с целью консолидации и защиты прав черкесских предпринимателей.

«К нам стали поступать жалобы на то, что государственная поддержка в большинстве случаев минует черкесов-бизнесменов, что на них оказывается давление, их права грубо нарушаются. Бизнес в КЧР стал семейным, однонациональным», - сказал Асланов.

Субсидии, выделяемые на развитие сельского хозяйства, главным образом распределяются между приближенными к власти людьми, то есть по национально-клановому принципу, считает председатель Ассоциации.

«Предприятиям, руководителями которых являются черкесы, не дают возможность участвовать в проектах Дирекции капитального строительства, куда направляются огромные бюджетные средства. Распределяются они, в основном, также среди «своих», – сказал Али Асланов.

Кроме того, председатель «Деловой Черкесии» опроверг заявления главы КЧР Рашида Темрезова о благоприятном инвестиционном климате в республике, назвав их голословными и беспочвенными. «В республике не строится новых предприятий, сюда не идут инвесторы, местные бизнесмены вынуждены открывать предприятия в соседних регионах, инвестируя туда миллиарды рублей», - отметил Асланов.

Давление на черкесский бизнес

Наиболее наглядным примером притеснения черкесского бизнеса участники прошедшего съезда назвали дело Юрия Нартокова - директора «Агростроительной фирмы «Черкесская».

Ему после выдачи всех разрешений на строительство многоквартирного дома в Черкесске, после того как он оказал спонсорскую помощь в размере трех миллионов рублей по просьбе мэра, завершил возведение фундамента и второго этажа здания, запретили продолжать стройку.

Как выяснилось, живущая в 50 метрах от строящегося дома семья руководителя одного из госучреждений, приближенная к властям республики, не захотела, чтобы к ней во двор заглядывали с соседнего дома. В итоге мэрия отменила ранее выданное разрешение на строительство. Сделано это в нарушение законодательства, поскольку отмена разрешения на строительство возможна только по решению суда.

«Агростроительная фирма «Черкесская» была вынуждена остановить строительство объекта, она понесла огромные убытки, ведь в строительство было уже вложено около 20 миллионов рублей, 46 сотрудников находятся в отпуске без содержания.

В то же время, как отметил руководитель «Деловой Черкесии», есть примеры, когда представителям карачаевской национальности беспрепятственно и в нарушение закона выдаются разрешения на строительство в Черкесске коммерческих объектов. Строят они их в шести метрах от многоквартирных домов или на тротуарах.

Политический кризис в КЧР

Черкесские политические лидеры являются таковыми, потому что пользуются всемерной поддержкой своего народа, - заявил председатель молодежной организации «Адыгэ Хасэ» КЧР Тимур Жужуев, дав понять, что руководству республики нужно с этим считаться.

«От лица черкесской молодежи нашей республики позволю себе обратиться к главе Карачаево-Черкесской Республики с просьбой свою личную неприязнь или отношение к политическим лидерам черкесского народа не выплескивать на черкесский народ, пытаясь ущемить его или принизить; пользуясь властью, данной вам, высоко чтить доверие, оказанное президентом России Владимиром Путиным и парламентом Карачаево-Черкесской Республики, во имя сохранения мира в нашем прекрасном регионе», — сказал Жужуев.

Судя по заявлению лидера черкесской молодежи, глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов так и не смог наладить отношения с национальными элитами, и в республике пошатнулся межнациональный мир - главный фактор стабильности и спокойствия в регионе.

Собравшиеся делегаты решили созвать в сентябре чрезвычайный съезд, на котором будут обсуждаться проблемы черкесского народа. Очевидно, что резолюция предстоящего съезда будет содержать самые жесткие формулировки в отношении действующей власти в КЧР. А пока можно говорить о том, что республика впала в глубокий политический кризис.