Posted 4 августа 2015,, 06:00

Published 4 августа 2015,, 06:00

Modified 31 марта, 06:55

Updated 31 марта, 06:55

«Власть КЧР потеряла чувство меры»

4 августа 2015, 06:00
Властям Карачаево-Черкесии нужны только карманные национальные общественные объединения и лидеры, в которых не нуждаются сами народы, считает руководитель молодежной организации "Адыгэ Хасэ" Тимур Жужуев.

Черкесские национальные лидеры обвинили власти Карачаево-Черкесии в попытках управлять общественной жизнью. Дело в том, что на днях по инициативе властей в республике прошло собрание руководителей четырех общественных организаций и было принято решение об их объединении в Союз черкесских общественных объединений. При этом в союз не вошли крупнейшие черкесские организации - их представителей даже не пригласили на собрание. В связи с чем они уже выступили с заявлениями о попытках власти противопоставить черкесов другим народам КЧР, а также расколоть черкесский народ.

О том, к чему может привести вмешательство властей КЧР в общественную жизнь республики, в интервью «Росбалту» рассказал руководитель молодежной организации "Адыгэ Хасэ" Карачаево-Черкесии Тимур Жужуев.

- Что сегодня происходит с черкесским движением в КЧР? С одной стороны, самая крупная и авторитетная черкесская организация «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» выступает на съезде с критикой руководства республики. С другой стороны, ряд менее значимых организаций под крылом власти объединяются в Союз черкесских общественных объединений. С чем связаны эти события?

- В вашем вопросе все сказано. 27 июня прошел съезд движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент», на котором выступили представители черкесской общественности, администраций Хабезского, Адыге-Хабльского районов, где компактно проживают черкесы. Сами главы районов поддержали съезд своим присутствием. Я хочу сказать, что впервые за 20 лет черкесы так едины. Нет никаких противоречий между элитами и лидерами. Съезд показал абсолютную консолидацию народа.

Некоторые участники съезда выступили с критикой действий местных властей, озвучили проблемы народа. И что мы видим? Власти не захотели идти на диалог с черкесами, они решили найти никому не известные три организации и создать на их основе так называемый Союз черкесских объединений КЧР. Первое собрание руководителей организаций провел премьер-министр Мурат Карданов, он и выступил с таким предложением. На втором собрании уже принимается устав нового объединения.

Чем опасно такое вмешательство власти в общественную жизнь? Во-первых, уже пошли разговоры о том, что черкесы якобы объединились против карачаевского народа. Во-вторых, возможно, новый союз создан против крупнейшей черкесской организации – движения «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент», а также против значительной части черкесов, которая поддержала съезд движения, и которая проголосовала за проведение чрезвычайного съезда черкесского народа. То есть это попытка расколоть черкесский народ.

Черкесы дружественно относятся ко всем народам в КЧР, поэтому многие восприняли случившееся как провокацию. Черкесы против такого искусственного объединения. Черкесские организации сами в состоянии решить, нужно ли им объединяться в один союз или не нужно.

Возглавить новый союз предложили депутату Народного собрания КЧР Крыму Казанокову. К нему черкесы относятся хорошо, но он никакого отношения не имеет к общественному движению. Сейчас этому Союзу черкесских объединений выделили офис, делают там ремонт. Как вы думаете, за чей счет? Безусловно, делает это руководство республики.

Подлость заключается в том, чтобы черкесов выставить националистами, объединившимися против кого-то. Я официально как черкес заявляю: нас на этот тонкий лед не затянуть, черкесским движением управлять не получится.

- В марте 2016 года истекает срок полномочий главы республики Рашида Темрезова. Не связаны ли съезды некоторых национальных организаций, в том числе и «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент», с тем, что скоро будет приниматься судьбоносное для региона решение?

- Нет, не связаны. Абазинские и ногайские организации давно подмяты властью КЧР. Недавно в полной тишине прошел съезд общественной организации «Абаза». Никто ничего не слышал о съезде, его решениях, хотя сами абазины имели право об этом знать и присутствовать на нем. Переизбрали тихо руководство, угодное властям республики.

Карачаевские организации давно искусственно согнали в одну организацию «Карачай Халк Тере», которую возглавил зампредседателя парламента КЧР Руслан Хабов. Ничего «умнее» придумать невозможно – у нас представители власти стали руководить общественными национальными организациями.

Отчетно-выборные съезды движений «Русь» и «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» прошли в этом году запланированно, подошли сроки для этого, делегаты выбрали своих лидеров, озвучили итоги работы и наболевшие проблемы.

Руководителем «Руси» на съезде полгода назад был переизбран Николай Хохлачев. Последние 10-12 лет общественная организация "Русь" держалась именно на его авторитете. Он входил в общественный совет при полпреде президента РФ в СКФО, его голос всегда имел вес. На съезде и затем в СМИ он озвучил проблемы, с которыми сталкивается русский народ в КЧР. После этого по указке руководства республики в срочном порядке проводится внеочередное заседание движения «Русь», на котором Хохлачев вынужден заявить об отставке.

Я полностью согласен с тем, что Хохлачев недавно говорил в одном из своих интервью. Он говорил об оттоке русских и представителей других народов из республики по причине клановости и коррупции; о том, что все преференции, субсидии, дотации получают только приближенные к руководству КЧР люди. Я абсолютно солидаризируюсь с тем, что он сказал. Потому что сегодня наша республиканская власть потеряла чувство меры. Она не видит действительности, уйдя с головой в рейтинги и пиар.

Что касается критических заявлений некоторых руководителей общественных организаций в адрес руководства КЧР, то просто назрела такая ситуация. Власти сделали массу ошибок, они перестали видеть людей. Вместо того, чтобы идти на диалог с национальными лидерами, руководство Карачаево-Черкесии выкидывает их из общественной жизни и пытается полностью управлять деятельностью национальных общественных организаций.

- Как вы думаете, попытка властей взять под контроль работу черкесских организаций может увенчаться успехом?

- Я уверен, что нет. Черкесское движение прошло слишком много на своем пути, оно всегда было самостоятельным. И после того, как черкесы в КЧР реально объединились, такие действия власти воспринимаются как опасная провокация.

- Говоря об объединении черкесов, вы имеете в виду примирение члена Совета Федерации ФС РФ Вячеслава Дерева и главы Хабезского района Рауфа Арашукова?

- И это тоже. Когда народ раздроблен, когда те или иные общественные и политические лидеры находятся в конфликтах, тогда легче управлять жизнью народа извне. Дерев и Арашуков поняли, что от этого конфликта большой вред нашему народу, и ради него пришли к единству. Судя по всему, властям КЧР это стало невыгодно, и они создали так называемый Союз черкесских организаций, заручившись поддержкой не черкесского народа, а трех человек – руководителей этих малозначимых организаций.

- То есть, по-вашему, власти должны были садиться за стол переговоров с теми, кто указал на съезде на ее ошибки?

- Конечно, единственно мудрое и правильное решение в этой ситуации – просто начать переговоры. На съезде «Адыгэ Хасэ» никаких призывов к свержению власти и революциям не было. Говорили о проблемах, о необходимости налаживания диалога. Говорили о том, что черкесские населенные пункты не включены в те или иные целевые программы, что есть перекосы в кадровой политике и другие.

Озвучивались на съезде в числе других и проблемы черкесских бизнесменов. Например, «дело Юрия Нартокова». Владелец строительной фирмы добросовестно работал на строительном рынке тридцать лет. Мэрия ему выдала разрешение на строительство многоквартирного дома, но после того, как он вложил миллионы, свое же разрешение отменила. Почему? Да потому что скупившие вокруг дома земли близкие к власти люди стали выступать против строительства. К тому же Нартоков, прежде чем получить разрешение на строительство, выделил мэрии спонсорскую помощь на возведение детсада в размере трех миллионов рублей. Бизнесмен вынужден был распустить всех работников, а сам погряз в судебных тяжбах. Неужели этот вопрос не решаем? В наших сложных социально-экономических условиях вот так давить бизнес – это издевательство над своим народом.

Надо просто разруливать ситуацию. А у нас получается, что руководство республики не слышит целый народ, его лидеров, отказывается вести с ними диалог.

- Некоторые считают признаком слабости неспособность власти вести диалог с национальными лидерами и общественными организациями и попытки действовать методом «кнута». Согласны вы с этим мнением?

- Конечно! Это первый признак слабости. Что в этой ситуации должна была сделать власть КЧР? Не усугублять ситуацию! Что такого сделал бывший руководитель движения «Русь» Николай Хохлачев, который поплатился своей должностью после того, как указал руководству республики на его ошибки? Он написал обращение сенатору Вячеславу Дереву и депутату Госдумы РФ Ахмату Эркенову о том, что власти КЧР не хотят устанавливать Стелу памяти ушедших на фронт во время Великой Отечественной dойны жителей Черкесска. Ушли на фронт 9 тысяч, погибли 4 тысячи. В основном фамилии погибших - русские. И это естественно. Например, в Хабезском районе фамилии погибших на фронтах войны в основном черкесские, в Ногайском районе – ногайские, в Карачаевском – карачаевские. И там такие памятники установлены.

Мы эту просьбу озвучили в обращении к президенту РФ Владимиру Путину. Только после этого руководство КЧР и мэрия Черкесска всполошились. Они ответили, что полгода назад уже начали заниматься этим вопросом. А между тем у Хохлачева пачка писем, где содержатся отказы правительства КЧР и мэрии города устанавливать Стелу памяти. Налицо наглая ложь.

Почему сегодня представителям тех или иных народов нельзя говорить о существующих проблемах? Почему у руководства КЧР такая нездоровая реакция на заявления русских общественников о безработице, карачаевских общественников - об отсутствии в карачаевских населенных пунктах газа и воды, абазинских общественников - о неоказании правительством помощи жителям затопленных абазинских аулов?

У руководства КЧР один метод – отбросить таких деятелей на задворки общественной жизни. Властям Карачаево-Черкесии нужны только карманные национальные общественные организации и лидеры, в которых не нуждаются сами народы. Это очень опасная тенденция, которая может привести к дестабилизации ситуации в КЧР.

Беседовала Ирина Абрамова