Posted 14 декабря 2015,, 16:30

Published 14 декабря 2015,, 16:30

Modified 31 марта, 05:05

Updated 31 марта, 05:05

Плоды оптимизации

14 декабря 2015, 16:30
Интернаты и дома престарелых горят в России каждый год, счет жертв идет на десятки. Эксперты считают, что это результат отношения властей к социальной медицине: на безгласных лежачих больных и пожилых людях так легко сэкономить.

В результате пожара в психоневрологическом интернате в селе Алферовка Новохоперского района Воронежской области погибли 23 человека, еще 24 пострадали. Несколько человек находятся в реанимации. По мнению очевидцев, трагедия произошла из-за неисправной электропроводки.

Комментируя произошедшее, вице-премьер правительства Ольга Голодец заявила, что власти изыщут средства на реконструкцию ветхих психоневрологических интернатов. В связи с этим депутат Госдумы Дмитрий Гудков напомнил, что эти же слова были сказаны ею два года назад в связи с аналогичным ЧП. «Напомню Ольге Юрьевне, что в 13 году, после пожара такого же интерната под Новгородом, она говорила ровно то же самое. Что федеральный центр окажет помощь, что уже теперь-то самое пристальное внимание. Что было сделано за эти два с половиной года? Почему вице-премьер, не стесняясь, говорит те же самые слова, будто у людей настолько короткая память?», – заметил Гудков.

Интернаты и дома престарелых действительно горят каждый год, и не по одному. В том же памятном 2013 году, кроме психоневрологического интерната в Маловишерском районе Новгородской области, где погибли 37 человек, также горели дом престарелых и инвалидов в Уфе, отделение временного проживания для престарелых и инвалидов в селе Тихон Костромской области, психоневрологический интернат в поселке Северская-2 в Краснодарском крае, Московская областная психбольница №14 в Раменском. А в прошлом году сгорел частный реабилитационный центр для наркозависимых «Чистый лист» в Косихинском районе Алтайского края. Были жертвы и пострадавшие.

Пожар в психоневрологическом интернате в Алферовке стал результатом невнимания властей, считает координатор движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин. Как заявил общественник корреспонденту «Росбалта», региональные власти любят показные мероприятия, а учреждения, нуждающиеся в поддержке, обходят стороной.

«Местная власть всегда очень старается подчеркнуть свое внимание к социальной сфере. Постоянно открываются какие-то объекты типа парков, говорится о финансировании спортивных учреждений и т.д. Буквально в октябре этого года в Алферовке побывал губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, посетил церковь и пожарную часть, но до интерната так и не дошел. Это происходит потому, что ежедневную заботу о благополучии жителей, как правило, сложно презентовать в качестве очередной победы администрации, ее не превратить в медийную картинку с перерезанием ленточек и детьми в бантиках вокруг говорящего речь главы района», – считает Рубахин.

Общественник опасается того, что виноватым сделают директора интерната, который проработал на этом месте всего год. «Да и все, кто там работал, делали все, что от них зависит: жили со своими пациентами бок о бок, заботились о них, насколько позволяли созданные администрацией условия. А потом эти же люди героически вытаскивали из огня слабодвигающихся пациентов», – заметил Константин Рубахин.

Общественник подчеркнул, что самой вероятной версией возгорания является неисправная проводка. «Очевидцы мне рассказали, что сначала искрило на столбе, а потом послышался хлопок, в корпусе погас свет, а через несколько минут вспыхнула крыша. Прокуратура, которая проверяла интернат в октябре этого года, нашла нарушения пожарной безопасности, относящиеся к формальным требованиям и абсолютно не касающиеся реальной причины пожара. Но даже эти требования акт прокуратуры требовал удовлетворить только к сентябрю 2016 года. Да и открытая несколько месяцев назад пожарная часть в этом же селе в километре от пожара тоже не помогла, хотя машина оказалась уже через несколько минут на месте. Получается, что никакие меры, презентуемые властью, не работают в реальной ситуации», – констатировал Константин Рубахин.

Система интернатов в России требует реформирования, считает исполнительный директор общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности» Марьяна Соколова. «Системными проблемами, касающимися и детских домов-интернатов, и взрослых психоневрологических интернатов, давно занимаются общественные организации. Дело в том, что эти интернаты были выстроены в 1950-60-х годах, их инфраструктура очень старая, она уже не отвечает требованиям безопасности», – рассказала Марьяна Соколова.

Правозащитница напомнила, что психинтернаты, как правило, строились в загородной местности, в нескольких десятках километров от региональных центров. «Сегодня рынок предлагаемой рабочей силы ограничен людьми, живущими в поселках неподалеку. Учитывая невысокий уровень зарплат, там часто работают пожилые люди, которые не могут отвечать всем требованиям, и вовсе не потому, что они плохие», – отметила Соколова.

Эксперт подчеркнула, что проблемы интернатов не решить без системного подхода. «Система требует серьезного реформирования. Это касается и зданий, и инфраструктуры, и содержания работы в этих учреждениях. Это дело дорогое, но его надо начинать. А ведь финансирование таких учреждений – не в первых строчках региональных бюджетов. Но иначе интернаты будут вновь и вновь вспыхивать», – констатировала Марьяна Соколова.

Пожар в психоневрологическом интернате в Воронежской области – следствие коммерциализации бюджетной сферы, считает депутат Госдумы, экс-министр труда и соцразвития Оксана Дмитриева. Как заявила экономист, закон ФЗ №83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" привел к обнищанию многих бюджетных учреждений.

«Пресловутый 83-й закон фактически привел к коммерциализации бюджетной сферы, отказу от бюджетной сметы, штатного расписания, субсидированной ответственности, тарифной сетки и переходу на схему госзаказа. Стало господствовать исповедование порочного принципа, что финансирование в бюджетной сфере можно построить как оплату госзаказа в коммерческом секторе – за штуки, тонны, километры. Но бюджетное учреждение – это не предприятие. Бюджетные учреждения выполняют определенную функцию, и для них традиционен был механизм финансирования через смету, под штатное расписание, с учетом потребностей и специфики того или иного учреждения. Вот мы и видим последствия недофинансирования учреждений, где не может быть никаких дополнительных коммерческих услуг, как, например, психоневрологического интерната», – констатировала Оксана Дмитриева.

Экономист подчеркнула, что расследование может выявить цепочку условий, приведших к трагедии. «Здание 1962 года постройки. Я более чем уверена, что капитального ремонта давно не было. А из-за так называемой "оптимизации" бюджетной сферы наверняка и финансовые средства должным образом не выделялись, что означает сокращения штатов. Может, пять или семь лет назад здание интерната было не в лучшем состоянии, но дежурного и вспомогательного персонала было больше. Нанимать вместо рабочих, которые бы следили за техническим состоянием, какую-то фирму по аутсорсингу для бюджетного интерната очень дорого», – отметила Оксана Дмитриева.

Многие общественники призывают реформировать структуру интернатов и домов престарелых, но другие высказывают опасения, что чиновники, воспользовавшись поводом, вместо улучшения системы могут ее просто ликвидировать. Есть ли выход из сложившегося клубка проблем? Возможно. Но точно не при нынешнем отношении властей к социальной медицине как к досадной обузе.

Дмитрий Ремизов